Роскомнадзор опубликовал проект (сейчас он удалён по неизвестным причинам) о порядке формирования реестра страниц в соцсетях с аудиторией более 10 000 подписчиков, сообщает РБК. Эти меры реализуются в рамках нового закона, подписанного президентом месяц назад, и предусматривают обязательное раскрытие информации о владельцах таких страниц.

В реестр будут включены следующие данные:

  • Наименование и адрес страницы (открытые сведения);
  • Фамилия, имя и отчество для физических лиц (для иностранных граждан также указываются страна проживания);
  • Для юридических лиц: название организации, организационно-правовая форма, регистрационный номер;
  • Для индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество и регистрационный номер;
  • Для иностранных компаний: название, страна регистрации, налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре страны;
  • Телефонные номера и адреса электронной почты, использованные при создании и ведении страницы;
  • IP-адреса компьютеров, с которых происходила регистрация и управление страницей.

Эти сведения должны будут направляться через портал Роскомнадзора или по электронной почте, после чего служба проверит их достоверность в течение недели.

Роскомнадзор также установил процедуру обновления данных: если какая-то информация изменится, владелец страницы обязан уведомить об этом. Кроме того, предусмотрены основания для исключения страниц из реестра, среди которых нарушение положений федерального закона, удаление страницы или снижение количества подписчиков ниже 10 тысяч.

Новые правила затрагивают платформы Likee, TikTok, Twitter (видимо, X), YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, а также Rutube, «Дзен» и ряд других соцсетей, включённых в Реестр соцсетей. Запрещённые в России Facebook* и Instagram* в него не входят, поскольку их материнская компания Meta* признана экстремистской.

Согласно закону, принятому Госдумой в конце июля и подписанному президентом в августе, владельцы страниц, не представившие информацию о себе, будут ограничены в правах: они не смогут размещать рекламу, а другим пользователям будет запрещено делать репосты их публикаций. Во время обсуждения законопроекта в Госдуме, заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин подчеркнул, что новые требования позволят сделать «информационный оборот» более прозрачным и повысить ответственность владельцев страниц.

Тем не менее эксперты выражают обеспокоенность относительно того, как будут трактоваться понятия «персональная страница». Юристы отмечают, что до этого законодательство не давало чёткого определения этому понятию. Возникают вопросы, касающиеся, например, страниц интернет-магазинов, которые могут быть отнесены к категории персональных. Также опасения вызывает то, что делами о нарушениях будут заниматься органы, такие как ФАС, но большинство дел открываются по жалобам, что может создать риски для использования нового механизма в конкурентной борьбе.

Таким образом, с вступлением нового порядка в силу, владельцам страниц с крупной аудиторией предстоит адаптироваться к новым правилам и обеспечить соблюдение всех требований.


*Компания Meta, а также принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

Ещё по теме: