27 мая 1986 года: в этот день покинувший Apple Стив Джобс делает знаменитое заявление после того, как компания отказывается от услуг рекламного агентства Chiat Day, которое создало культовую рекламу для Macintosh «1984».

В опубликованном в The Wall Street Journal заявлении, Джобс написал, что переход к конкурирующему рекламному агентству BBDO доказывает, что теперь Apple потеряла свой революционный дух и ею управляют «наблюдатели», а не «созидатели».

 

Рекламное агентство Chiat Day известно тем, что создало знаменитую рекламу Macintosh, однако совет директоров Apple фактически чуть не заблокировал ее, что было крайне ошибочно, поскольку после выхода она получила широкое признание. Тем не менее, ее продолжение 1985 года «Lemmings», созданное для продвижения Macintosh Office, было отвергнуто, а после ухода Стива Джобса генеральный директор Джон Скалли сменил рекламное агентство.

 Сотрудничество с BBDO

Любимое агентство Скалли – известное как BBDO, выиграло рекламный тендер Apple, приносивший в то время $50 млн в год. Ранее, с 1981 год, BBDO занималось зарубежной рекламой Apple, хотя Chiat Day с Apple с первого дня.

«Мы разочарованы, но не удивлены», – сказал в то время руководитель Chiat Day, Джей Чиат, поскольку это происходит после смены руководства у клиента.

Громкий отклик Джобса был, пожалуй, самой интересной частью истории. К 1986 году он уже основал NeXT, которая работала над выпуском своего первого компьютера.

Разместив объявление на целой странице в The Wall Street Journal, Джобс опубликовал утешительное для Chiat Day, сообщение, поблагодарив за «безумно хорошее» сотрудничество и одновременно поделившись своими взглядами на будущее Apple.

Он отметил, что в настоящее время индустрия персональных компьютеров переходит от «созидателей» к «наблюдателям», то есть от людей, создавших и развивавших многомиллиардную американскую индустрию к тем, кто будет просто поддерживать отрасль на плаву.

В конечном счете, Chiat Day и Apple не сотрудничали в течение следующего десятилетия, но после возвращения Джобса в 1997 году начали работать вместе. Их первой новой совместной работой стал знаменитый ролик «Think Different».