Энтузиазм вокруг искусственного интеллекта, который начался после запуска ChatGPT-3.5 в конце 2022 года, постепенно угасает. Компании, ещё недавно активно внедрявшие ИИ в свои процессы, теперь пересматривают отношение к технологиям.
В соответствии с результатами отчёта Slack Workforce Index за 2024 год, рост использования цифровых ИИ-помощников в американских организациях замедлился. Если в прошлом году показатели увеличивались двузначными темпами, то теперь ежеквартальный прирост измеряется всего несколькими процентами.
При этом Илон Маск продолжает заявлять, что в будущем «работа станет необязательной», а для автоматизации госуправления даже создал Департамент эффективности правительства (DOGE), но реальность оказалась сложнее.
Кристина Янцер, старший вице-президент Slack по исследованиям и аналитике, отмечает, что многие компании предоставили сотрудникам новые инструменты, но не позаботились о том, чтобы научить их эффективно пользоваться этими возможностями. Без должной подготовки и свободы для экспериментов работники просто не могут адаптироваться к новым технологиям.
Несмотря на планы утроить инвестиции в ИИ к 2025 году, 37% руководителей компаний скептически относятся к его эффективности. Почти половина предприятий (45%) считает внедрение подобных решений слишком сложным процессом, а 38% вовсе не могут интегрировать их в существующую систему работы.
Даже Сатья Наделла, руководитель Microsoft, признаёт, что, несмотря на инвестиции в разработку ИИ, оцениваемые в более чем 10 млрд долларов, компании так и не удалось создать действительно полезное для бизнеса приложение, способное оправдать вложенные средства.
Крупные технологические корпорации уже пересматривают свои амбициозные планы. Microsoft, крупнейший покупатель графических процессоров Nvidia и ведущий арендатор дата-центров в 2023-2024 годах, отказывается от строительства новых серверных мощностей общей энергопотребляемостью свыше одного гигаватта. Эдвард Зитрон, руководитель агентства EZPR, считает, что таким образом корпорация демонстрирует сомнения в перспективах генеративного ИИ и стремится ослабить свою зависимость от OpenAI.
Главный аналитик Canalys Алистер Эдвардс на конференции в Берлине отметил, что большинство клиентов его компании испытывают трудности с внедрением ИИ в рабочие процессы. По его словам, организации не могут понять, как использовать технологии с максимальной пользой и получить окупаемость вложенных средств.
Ситуация осложняется тем, что искусственный интеллект нередко выдаёт недостоверные результаты. Недавнее исследование показало, что популярные чат-боты ошибаются в более чем половине случаев при анализе новостных данных. Причём более сложные языковые модели допускают неточности даже чаще, чем их менее мощные аналоги.
Даже Microsoft Copilot, который позиционировался как революционный продукт, так и не смог выйти за рамки пилотных проектов. В соответствии с октябрьским опросом Gartner, многие компании не видят реальной пользы от его использования. Процесс внедрения оказался сложнее, чем ожидалось, а обеспечение безопасности системы потребовало дополнительных усилий. Представитель IT-отдела одной из государственных организаций поделился опытом работы с этим инструментом — система часто даёт сбои, отстаёт в развитии и не обеспечивает заявленную интеграцию с корпоративными сервисами Azure, Office 365, SharePoint и Teams.
На практике из всех возможностей Copilot реально работает лишь одна — автоматическое составление кратких итогов совещаний. Однако и эта функциональность вызывает вопросы. Если сотрудникам достаточно просто прочитать итоговый отчёт, подготовленный ИИ, зачем тогда вообще участвовать во встречах?
Ещё по теме: