Тысяча долларов в месяц. Именно столько придётся выложить пациентам в США, чтобы получить Ozempic – «антиголодальное» лекарство, ставшее мировым блокбастером для фирмы Novo Nordisk. Цена, которая резко увеличила прибыль датской фармацевтической компании, теперь рискует превратиться в медийный и юридический бумеранг.

Согласно исследованию, опубликованному в JAMA Network Open, эта цена была завышена в 200 раз по сравнению с реальными затратами на производство препарата, которые оцениваются в 89 центов – 4,73 доллара в месяц.

Представительство компании существует и в России. Их видео нельзя встроить на другие платформы, а комментарии отключены.

Фабрика мечты (для похудения)

Семаглутид: название, которое, возможно, мало что говорит большинству людей, но для Novo Nordisk оно стало синонимом денежных купюр. Это активный ингредиент Ozempic и Wegovy, двух «чудодейственных» препаратов, которые превратили датскую фармацевтическую компанию в неоспоримую королеву рынка лечения диабета и ожирения.

Королевство, построенное на еженедельных инъекциях, способных подавить аппетит и заставить стрелку весов опуститься как по волшебству. Формула, покорившая миллионы пациентов по всему миру, от диабетиков до людей с ожирением, от знаменитостей до людей, стремящихся к идеальному телосложению.

За ширмой

За медийным успехом препаратов Ozempic и Wegovy скрывается менее яркая реальность. При всей их несомненной эффективности в борьбе с лишними килограммами, их стоимость ложится тяжелым бременем на бюджеты медицинских учреждений. В США цена на Ozempic составляет около $1000 в месяц, а на Wegovy – до $1300.

Умопомрачительные цифры, которые сделали состояние компании Novo Nordisk: к 2023 году совокупные продажи двух препаратов превысили $18 млрд, что больше, чем ВВП многих стран. Но теперь ситуация рискует обернуться бумерангом в свете опубликованного исследования.

Ценовые уловки

Согласно исследованию, проведённому группой экономистов из Йельского университета, Королевского колледжа Лондона и организации «Врачи без границ», затраты на производство Ozempic на самом деле оказались бы незначительными по сравнению с его ценой. Всего 89 центов за месячный запас по самой оптимистичной оценке и 4,73 доллара – по самой консервативной.

В эти цифры входит не только стоимость активного ингредиента семаглутида (всего 29 центов в месяц), но и одноразовых шприцов для его введения (2,83 доллара), наполнителя шприцов (20 центов) и других химических ингредиентов (15 центов). И всё это даже с учётом нормы прибыли для производителя.

Ларс Фруэргаард Йоргенсен — датский бизнесмен, генеральный директор Novo Nordisk с января 2017 года и председатель Европейской федерации фармацевтической промышленности.

Novo Nordisk устанавливает наценку от 10 000% до 20 000% от фактических затрат на производство. Она, конечно, заставит устыдиться даже самого опытного продавца подержанных автомобилей, и вызывает серьёзные вопросы о прозрачности и справедливости системы ценообразования на лекарства в США.

Датская фармацевтическая компания оправдывается тем, что большая часть её прибыли реинвестируется в исследования и разработки (почти $5 млрд в 2022 году), а 75% валовой прибыли идёт на скидки и возвраты, чтобы обеспечить доступ к лекарствам для пациентов. Однако цифры, приведённые в исследовании, всё равно внушительны и рискуют подогреть и без того жаркие споры о ценах на лекарства за рубежом.

Тень Конгресса США

Публикация результатов исследования вызвала бурную реакцию в Конгрессе США. Сенатор Берни Сандерс, который всегда был в авангарде борьбы с высокими ценами на лекарства, заявил:

«Эта возмутительно высокая цена способна разорить Medicare, американский народ и всю нашу систему здравоохранения».

Сандерс призвал компанию Novo Nordisk снизить цену на препарат Ozempic до $155 в месяц или ниже, в соответствии с практикой, принятой в других странах. Этот шаг, безусловно, поставит фармацевтическую компанию в сложное положение.

В конце концов, ценообразование на лекарства становится всё более актуальной темой в США, где стоимость на них являются одними из самых высоких в мире и продолжают расти. В 2022 году американцы потратили на лекарства по рецепту более $500 млрд, что более чем в два раза больше, чем десятью годами ранее. И многие пациенты вынуждены отказываться от лечения или влезать в долги, чтобы позволить себе необходимые лекарства.

Такое неустойчивое положение, недостойное страны, называющей себя демократическим, грозит подорвать право на здравоохранение и доступ к медицинской помощи для миллионов людей. И это ставит под сомнение ответственность не только фармацевтических компаний, но и политиков и регулирующих органов.

«Оземпик» – горькая пилюля для Большой Фармы

Исследование в отношении Ozempic – лишь последнее в длинном ряду наблюдений, выявивших злоупотребления в системе ценообразования на лекарства в США. Перекосы затрагивают не только инновационные методы лечения, такие как лечение диабета и ожирения, но и основные лекарства, например инсулин, который существует уже несколько десятилетий, но всё ещё недоступен для множества пациентов из-за непомерных цен.

Такая ситуация побудила администрацию Байдена лоббировать фармацевтические компании с целью значительного снижения уровня цен, например, до 75 процентов, о котором в прошлом году объявили Novo Nordisk и другие производители инсулина. Снижение, которое, однако, по мнению некоторых аналитиков, сделало бы эти препараты ещё более выгодными для компаний за счёт отмены скидок, предоставляемых посредникам, что договариваются о ценах от имени страховых компаний и работодателей.

Непрозрачная и искажённая система, в которой цены, похоже, оторваны от реальных производственных затрат и руководствуются скорее логикой прибыли, чем доступом к медицинской помощи. Система, которая теперь рискует рухнуть под тяжестью своей неустойчивости, поставив под угрозу здоровье миллионов американцев и само выживание Medicare – государственной программы, гарантирующей медицинское обслуживание пожилых людей и инвалидов.

Рецепт на будущее

Перед лицом такого сценария исследование кажется тревожным звонком, который нельзя игнорировать. Призыв к радикальному пересмотру способов установления цен на лекарства, начиная с большей прозрачности в отношении фактических затрат на исследования, разработку и производство. И не только в Соединённых Штатах.

Конечно, никто не отрицает ни права фармацевтических компаний на справедливую прибыль, ни ценности терапевтических инноваций для улучшения здоровья и качества жизни пациентов. Но это не может служить лицензией на спекуляцию на теле больных, применяя стратосферные наценки, из-за которых самые уязвимые слои населения оказываются не у дел.

И в очередной раз на карту поставлена не просто стоимость «таблетки для похудения», какой бы чудодейственной она ни казалась. Речь идёт о том, в каком обществе мы хотим жить и какую ценность мы придаём жизни и достоинству каждого человека.


Ещё по теме: