Французские школьники в марте 2025 года стали участниками необычного эксперимента, который привлёк внимание не только педагогов, но и специалистов в области кибербезопасности. В ответ на участившиеся атаки на образовательные онлайн-системы государство решило действовать нестандартно — через имитацию реальных угроз.
Журналисты напоминают, что в течение нескольких последних месяцев учебные заведения Франции всё чаще сталкиваются с хакерскими атаками. Под прицел киберпреступников попали цифровые платформы, через которые школьники получают задания, общаются с преподавателями и сдают работы.
В 2024 году из-за атак работа этих систем уже приостанавливалась, что вызвало массу неудобств как у учащихся, так и у учителей. Особенно подвержены риску оказались подростки от 11 до 18 лет, которые, находясь в постоянном онлайне и используя множество устройств, часто не замечают, как попадают в ловушки, расставленные злоумышленниками.
С 19 по 21 марта 2025 года ученики по всей стране получили через образовательную платформу сообщение с заманчивым предложением — скачать читы и взломанные версии популярных игр. На самом деле ссылка вела не к вирусам, а на страницу с разъясняющим видеороликом, где рассказывалось, как работает фишинг и к чему может привести неосторожность в сети.
Результаты оказались по-своему тревожными — около 210 тыс. школьников кликнули на ссылку. Это каждый 12-й из тех, кому пришло сообщение.
Инициаторы акции, объединившиеся под названием CACTUS, ставили перед собой не просто задачу напугать подростков. Главной целью было — научить воспринимать онлайн-пространство как зону, где важно быть внимательным, понимать, что за привлекательными предложениями могут скрываться серьёзные риски, а любое неосмотрительное действие — повлечь юридические последствия.
После завершения этого цифрового эксперимента обучение не прекратилось. Во французских школах стартовал второй этап. Живые встречи с экспертами, которые объясняют, как устроены схемы обмана, какие привычки помогают избежать ловушек и что важно знать каждому пользователю сети.
Специально для педагогов был подготовлен обширный комплект методических материалов. Его собрали специалисты разных направлений, чтобы обеспечить учителей понятными и эффективными инструментами для продолжения работы в классе.
На фоне этой образовательной программы Франция готовится к возможным изменениям в сфере регулирования цифрового пространства. Обсуждаются инициативы, касающиеся ограничений использования VPN-сервисов и требований к разработчикам мессенджеров встроить в них технические средства для доступа спецслужб. Эти меры вызвали волну негодования среди компаний, выступающих за конфиденциальность пользователей. Особенно громко высказались представители Tuta и объединения VPN Trust Initiative, обозначив угрозу свободе общения и праву на шифрование.
Ещё по теме: