В префектуре Вакаяма на линии JR Kisei появилось здание станции, созданное с использованием 3D-печати — первое в Японии и, возможно, в мире. Компактное строение на станции Хацусима заменит устаревшее деревянное здание и откроется для пассажиров уже в июле. Проект реализовала West Japan Railway Company (JR West) в сотрудничестве со специалистами компании Serendix, использующей технологии 3D-строительства.
Здание высотой 2,6 метра и шириной 6,3 метра было напечатано из армированного бетона: четыре ключевых элемента конструкции, включая стены и крышу, были заранее изготовлены на другом объекте и доставлены на место. На их сборку ушло всего два с половиной часа — между последним вечерним и первым утренним поездом.
Принцип строительства заключался в том, чтобы при помощи 3D-принтера сформировать формы для заливки, в которые затем вставлялся армирующий металл и заливался бетон. Это позволило добиться прочности, сопоставимой с традиционными железобетонными сооружениями, но без необходимости использования деревянной или металлической опалубки. По расчётам JR West, такая технология позволяет сократить расходы примерно на 50% по сравнению с обычным строительством.
Кроме экономии, такая скорость сборки минимизирует помехи в работе железной дороги — особенно важно для модернизации объектов на действующих маршрутах. Внешний облик станции выполнен с учётом местной идентичности: фасад украшают изображения знаменитых апельсинов микан и рыбы тахико, ассоциирующихся с Аридой.
JR West выбрала Хацусиму в качестве пилотного проекта неслучайно — прибрежное расположение станции позволяет проверить, как здание справится с воздействием солёного воздуха и других погодных условий. Также будет вестись наблюдение за затратами на обслуживание в долгосрочной перспективе.
Если проект окажется успешным, JR West намерена масштабировать применение 3D-печати по всей сети. В компании считают, что такая технология станет основой будущего железнодорожной инфраструктуры: более экологичной, устойчивой и ориентированной на удобство людей.
Ещё по теме: