Учёные из MIT провели исследование, которое подтверждает опасения по поводу влияния генеративного ИИ на когнитивные способности. По данным нейросканирования, участники, которые использовали LLM-модели (такие как ChatGPT) для написания текстов, демонстрировали заметное снижение мозговой активности, более слабые связи между зонами мозга и ухудшение памяти.
В эксперименте участвовали три группы. Одна писала эссе с помощью LLM, вторая — с использованием поисковиков, а третья — полностью самостоятельно. Затем две первые группы поменялись местами и написали ещё одно эссе. Результаты оказались тревожными: у тех, кто работал с ИИ, нейросвязи ослабевали, а память почти полностью стиралась — участники не могли вспомнить материал, с которым работали всего за пару часов до этого.
Хотя тексты, написанные с помощью LLM, получали высокие оценки как от людей, так и от ИИ-систем, они были шаблонными, сильно привязанными к формулировке задания и редко редактировались. Авторы таких эссе часто копировали текст без изменений и с трудом цитировали собственные идеи. В то же время «ручная» группа показала более устойчивую нейроактивность и лучшую память, несмотря на меньшую точность в самих работах.
Те, кто перешёл от ИИ к письму без помощи, начали показывать улучшение мозговой активности, а вот «поисковая» группа оказалась где-то посередине: участники использовали больше усилий, чем с LLM, но всё равно демонстрировали снижение когнитивного вовлечения.
Авторы исследования предупреждают: даже умеренное использование цифровых помощников снижает ментальную активность. А массовое внедрение ИИ в образование — от написания домашних заданий до автоматической проверки — может иметь долгосрочные последствия для памяти, мышления и самостоятельности учеников и преподавателей.
Ещё по теме:
- Foxconn начнёт производить корпуса iPhone в Индии
- OpenAI выявила скрытые поведенческие черты ИИ, напоминающие токсичность и ложь
- Бета-версия macOS Tahoe лишилась поддержки стандарта FireWire