Голливуд переживает переломный момент, потому что генеративный искусственный интеллект, ещё недавно остававшийся за кулисами крупных фильмов, теперь становится частью самого кинопроизводства.
От точечной замены лиц и цифрового омоложения актёров индустрия перешла к экспериментам с полнометражными картинами, где нейросети берут на себя не только спецэффекты, но и творческое управление.
Развитие происходит стремительно. Нейросети научились создавать реалистичные изображения, генерировать видеоролики и даже формировать целые сцены. Пока что такие ролики страдают от нестабильной детализации и короткой длительности, но технологические гиганты и стартапы не сомневаются, что вложения окупятся.
OpenAI, Google, Meta* и десятки профильных компаний уже ведут переговоры с крупными студиями.
Первые успехи уже известны. Industrial Light & Magic использовала ИИ в «Ирландце» Мартина Скорсезе. Marvel применяла алгоритмы в «Шан-Чи», «Торе» и «Человеке-муравье». Сервисы вроде Vanity AI начали массово внедряться в постпродакшн.
ИИ активно использовался в создании сцен для «Индианы Джонса 5», «Дюны: Часть вторая», «Чужого: Ромул» и других блокбастеров. Но такой подход вызвал волну протестов, потому что ещё в 2023 году профсоюзы сценаристов и актёров вышли на забастовки, требуя ограничить применение машинного труда.
Amazon инвестировала в стартап Showrunner, который позволяет пользователям генерировать мультсериалы на основе текстовых подсказок. OpenAI пошла дальше всех — компания запустила проект Critterz с бюджетом в 30 млн долларов. Это полнометражный фильм, созданный ИИ от начала до конца.
К обсуждению подключились и влиятельные режиссёры. Джеймс Кэмерон, Даррен Аронофски, Дэвид Гойер — частенько говорят о генеративных технологиях как об инструменте оптимизации. В условиях падения сборов и ужесточения инвестиций сокращение бюджета без потерь качества выглядит как спасение.
Независимые студии вроде Asteria делают ставку на полную цифровизацию. По их мнению, полноценный фильм можно снять без сотен сотрудников и миллионных вложений.
Но индустрия находится в пограничной фазе. С одной стороны — фантастические возможности генерации концепт-арта, раскадровки и визуального оформления за считаные минуты. С другой — авторское право, этика и экономическое давление на профессиональных художников, сценаристов и дизайнеров. Крупные корпорации уже подают иски против разработчиков ИИ за использование чужих произведений без согласия, ведь обучающие выборки включают работы тысяч анонимных авторов.
Разговоры о «демократизации искусства» пока не подтверждаются цифрами. Бюджет Critterz — $30 млн — показывает, что продвинутые ИИ-проекты всё ещё далеки от реальной доступности. Для сравнения, латвийский мультфильм «Поток» (Flow), целиком сделанный в Blender, обошёлся авторам в $4 млн и принёс создателям «Оскар». Blender при этом бесплатен и открыт — настоящая альтернатива для независимых.
Эксперимент Lionsgate с ИИ-кино обернулся провалом
Голливудская студия Lionsgate, одной из первых решившаяся сделать ставку на искусственный интеллект, оказалась в центре громкого фиаско. Почти год назад компания объявила о партнёрстве со стартапом Runway для разработки модели, способной генерировать «кинематографическое видео». В обмен Lionsgate предоставила полный доступ к своей фильмотеке — от «Голодных игр» до «Американского психопата» — чтобы обучить ИИ.
Руководство студии не скрывало амбиций. Вице-президент Майкл Бёрнс мечтал о том, как можно будет создавать переработанные версии старых хитов:
«Теперь мы можем сказать: сделай это в аниме стилистике — и получим анимированного "Джона Уика”».
Но на практике проект обернулся проблемами. По данным издания The Wrap, даже целый каталог Lionsgate оказался слишком мал, чтобы обучить модель.
«На самом деле даже каталог Disney слишком мал для создания такого ИИ», — отметил источник издания.
Disney, впрочем, столкнулась с похожими трудностями. Компания безуспешно пыталась внедрить технологию для создания цифрового двойника Дуэйна «Скалы» Джонсона в ремейке «Моаны». После 18 месяцев работы с компанией Metaphysic ни один из снятых с ИИ-участием эпизодов не вошёл в финальную версию фильма.
Главная проблема кроется в самой технологии. Индустрия ИИ испытывает острую нехватку качественных обучающих данных. Если даже «всего интернета» оказалось недостаточно для создания надёжного видеогенератора, а дополнительная настройка на голливудских фильмах не помогла, возникает вопрос — возможно ли вообще добиться качественного результата текущими методами.
К этому добавляются юридические сложности. В Голливуде права на фильмы разделены между множеством участников, а сами генеративные модели работают в правовом «сером поле». Недавно Anthropic согласилась выплатить авторам $1,5 млрд за использование их книг в обучении ИИ. При этом, как отмечает профессор Школы права Кардоцо Джейкоб Ноти-Виктор, полностью созданные ИИ произведения пока даже не имеют чёткой авторской защиты:
«Студии могут утверждать, что владеют правами на исходный материал, который адаптирует ИИ, но итоговое произведение не будет полностью защищено авторским правом».
То, что демонстрируют современные генераторы видео, впечатляет для молодой технологии, но результат остаётся далеким от кино: короткие фрагменты, смонтированные в странные клипы, больше напоминают рекламный ролик, чем художественный фильм. Пока ИИ успешно применяется лишь для доработки спецэффектов, но до «полноценных фильмов из нейросети» ещё очень далеко.
А значит, мечты о «Джоне Уике» в аниме-версии от ИИ придётся отложить.
Ещё по теме:
- Google вводит новые правила, которые могут уничтожить RuStore и другие независимые магазины приложений на Android
- Apple перестаёт быть иконой безопасности: только 15% пользователей считают Mac непроницаемым для вирусов
- AirPods неожиданно стали игровым контроллером за счёт недокументированной функции пространственного аудио