Ох, за последнее время много свалилось на нашу голову. Вот, например, Google представила свой новый проект – Stadia.
Стриминговый сервис, о котором сейчас много говорят.
Но, Google далеко, а мы – здесь.
И вы, возможно, удивитесь, но «корпорация добра» не первая, кто придумала эту концепцию. Еще в 2014 году, у нас в России, был запущен подобный проект. О нем мы тоже уже упоминали в одном из роликов. Сейчас, безусловно, он уже многим знаком.
А если нет – знакомьтесь.
Сегодня мы поговорим с Епишиным Романом, директором по маркетингу в PlayKey.net.
– Роман, привет!
Давай начнем с обычных вопросов: чем ты занимаешься в компании? И как давно ты пришел помогать стартапу?
– Привет! Я отвечаю за маркетинг в нашей группе компаний, в том числе Playkey.
Знаком с проектом еще с 2014 года. Он тогда еще только разрабатывался, не был публичным. Ну и я в нем не работал. Просто в IT-тусовке Перми многие друг друга знают, пересеклись с ребятами на сходке местных компаний, причастных к игровой индустрии. Я в ту пору маркетингом в «Танках Онлайн» (компания Alternativa Games) занимался.
В 2015 я начал работать как консультант по маркетингу и PR. Playkey стал одним из моих клиентов и за несколько месяцев мы стали настолько близки, что решили быть вместе на full time.
– Почему тебя привлек именно этот проект? На тот момент не было конкурентов?
– Думаю, о конкурентах Playkey, как облачного игрового сервиса, в таком ключе говорить не вполне верно. Я смотрел на проект как на возможность реализовать свои профессиональные амбиции в новой, еще только формирующейся сфере облачных игр. В этом смысле конкурентов не было, т.к. привычный мне геймдев – уже зрелая и хорошо знакомая индустрия.
– В перспективе, «облачный гейминг» – это будущее? Сколько нам нужно лет, чтобы перейти к этому формату контента?
– Я считаю, будущее многовариантно. И облачный гейминг – один из возможных и даже высоковероятных сценариев. С одной стороны, философия экономики совместного потребления становится все более популярной. AirBnB и различные каршеринги формируют тренд. Кажется, идея, что дорогую вещь не обязательно покупать в собственность, ее можно взять на время, причем сделать это просто и удобно, становится все более популярной.
С другой стороны, в соседних с играми развлекательных сферах — кино и музыке — облачные сервисы приживаются прекрасно. Я еще помню, как таскал от друзей на флешках музыку в MP3-файлах и заливал ее по проводу в свой MP3-плеер. Но сейчас я просто включаю «Яндекс.Радио» на телефоне. С фильмами ровно та же история – Netflix.
Похоже, дорога для игр уже проложена.
– Если сравнивать затраты на игру через PlayKey, сколько времени понадобится, чтобы «наиграть» на консоль, на игровой компьютер?
Сильно зависит от тарифа и количество игрового времени. Давайте прикинем для безлимитного тарифа «Всегда играю» за 2 290 рублей в месяц.
Если игровой компьютер стоит 70 000 рублей, то – около 30 месяцев. И все эти два с половиной года у пользователя будет топовое облачное железо и работающие на высоких настройках игровые новинки.
Или если PS4 стоит 25 000 рублей, то – 11 месяцев. Казалось бы, не так и долго, можно подкопить. Но есть нюансы.
Во-первых, многие пользователи играют неравномерно. Можно купить игровой комп, рубиться три месяца днем и ночью, а потом забыть про игры на два-три месяца в ожидании очередной интересной новинки. Если вместо компа в этом примере Playkey, то эти два-три месяца, когда вы не используете сервис, вы за него и не платите, приостановив подписку. С консолью — то же самое.
Во-вторых, цена консольных игр. Это актуального для России. Компьютерная новинка обойдется в сумму около 2000 рублей, а консольная — в 4000 рублей.
– Когда через PlayKey будут доступны любые игры, какие только можно купить через популярные магазины? Издатели вставляют палки в колеса?
Издатели не то чтобы мешают, скорее, просто не дают задаче высокий приоритет. В итоге некоторые контракты с соответствующими правами согласовываются более года. Однако мы уже предлагаем решение. В этом году в нашем каталоге наряду с играми появились лаунчеры — Steam, Origin, Epic Store. То есть вы запускаете через Playkey не конкретную игру, а просто Steam, и далее играете в любые стимовские игры.
– Ни у кого нет поддержки всех игр. Интересно же узнать, почему?
Все верно, как я уже сказал, для издателей это неприоритетный вопрос, так как рынок облачных игровых сервисов пока недостаточно велик.
Другой аргумент-опасение от издателей — игра через облако искажает игровой опыт, в итоге игрок испытывает отрицательные эмоции и связывает их с игрой, а не с облачным сервисом, из-за чего страдает репутация издателя. Это возражение отрабатываем на деле — предоставляем доступ в сервис, издатели запускает на своей стороне испытания и выносит вердикт. После таких испытаний контракты, как правило, подписываются, однако сами проверки у крупных компаний со всеми согласованиями и разными уровнями принятия решений занимают по 4-6 месяцев.
– Как вообще происходит наполнение игротеки?
Мы отслеживаем календарь мировых релизов и стараемся запустить игру на Playkey в день ее премьеры. Если соглашение с издателем достигнуто, то одобрять каждый новый проект в отдельности не требуется, так что юридических препятствий к запуску одновременно с мировым релизом нет.
Бывают технические сложности, если проект «не заводится» на Playkey по-простому, однако это, скорее, исключение.
– Чем PlayKey выгоднее? Мы посмотрели – есть и конкуренты.
При качественном (от 30 Мбит/с реальной скорости) Playkey дает практически моментальный доступ к играм. Без скачивания и установки, без виртуального рабочего стола, буквально в несколько кликов. Быстро, просто, удобно. Это достигается высоким качеством самой технологии (как раз сейчас готовим большой блогпост о технических фичах) и внушительным парком серверов.
Однако показывать преимущества через какие-то конкретные фичи, на мой взгляд, пока преждевременно. Рынок и его участники просто не дозрели до этого. Сравнивая разные сервисы, чаще приходится говорить о работает/не работает. Playkey работает.
– Бросать идею вы не думаете, как я понимаю. Какие планы на ближайшие годы?
Масштабировать Playkey на Европу, США, Азию.
Запустить b2b-версию Playkey для издателей и разработчиков игр. Это коробочное решение для компаний, которые хотят сами запускать игры в облаке для своих клиентов. Мы назвали его Remote Click.
– А ты сам увлекаешься видеоиграми или для тебя это просто работа?
Увлекаюсь, конечно. Всю сознательную жизнь. Свою профессиональную деятельность я начал как игровой журналист и с 2001 по 2010 побывал автором и редактором в доброй половине ключевых изданий рунета, включая «Страну Игр», «PC Игры», «Игры Mail.Ru», «Игроманию» и 3DNews.
Сейчас играю на PS4 и через Playkey – именно из-за простоты. Сумасшедшие дни, когда сам на коленке собирал системник и сутками возился с драйверами, потому что очередная игра не желала запускаться на нонейм видеокарте, остались в прошлом. Возраст берет свое. Хочется нажать кнопку и сразу перейти к игре, без утомительных прелюдий. Консоль и Playkey это позволяют.
– Есть любимые жанры? Любимые игры?
Я люблю сюжетный сингл. И в эпоху мультиплеерных MOBA и баттл-роялей чувствую себя динозавром на остывающей планете. То есть предпочтения определяются не столько жанром, сколько созданным разработчиками миром и историей. Horizon: Zero Dawn в этом смысле просто бесподобна. Понятно, вся трилогия Mass Effect — как раз моё. В «Андромеду» с наскока тоже забурился, но чего-то так и не закончил (но сэйвы не удаляю!). Сейчас прохожу Mutant Year Zero и Dead Space 2 (пропустил в свое время, наверстываю).
– Вы работаете не только в России, но и уже за ее пределами. Где больше пользователей, на родине, или «за бугром»?
Пока на родине, но это лишь вопрос времени и маркетинговых усилий. В рунете мы работаем дольше.
– Какие проекты предпочитают игроки? Мультиплеерный Fortnite или «Ведьмака» ради сюжета?
И то, и то. Ниже свежий топ за неделю у нас. А когда «Метро: Исход» вышла, она за три дня забралась на первую строчку, подвинув даже Apex Legends, но через недельку, конечно, скатилась. Сингл…
– Наверняка, за твоей спиной не один проект. Они все тоже были связаны с играми или это было что-то другое?
В основном с играми, но не только. В группе компаний Enaza, к которой относится и Playkey, много работаю с SaaS. Так, два года руководил проектом по дистрибуции антивирусов через операторов связи («Ростелеком», «МТС» и т.п.). Затем данный проект отошел другой компании.
Сейчас как директор по маркетингу вовлечен в наше музыкальное приложение Mobi Music, которое также распространяется как VAS для операторов связи. Еще готовим крупным мультиплатформенный проект для дистрибуции игр, но о нем пока подробно не буду.
– Последнее время, например у Sony на PS4, внезапно появилась цензура в играх. Как ты считаешь, геймеры уже подросли или это все еще необходимость?
Видимо, я что-то пропустил. О какой цензуре речь? Но, вообще, я против цензуры во взрослом контенте. Если игра маркирована 18+, то давайте и контент в ней делать 18+. GTA не будет GTA с цензурой. В жизни есть секс и ненормативная лексика, так почему мы должны выхолащивать и то, и другое из взрослых игр?
– Есть, например, некоторые депутаты, что время от времени норовят «пнуть» рандомную игру, сказав, что она способствует: насилию, агрессии, терроризму, беспорядочным сексуальным связям, рушит скрепы и так далее. Что ты думаешь по этому поводу?
Ну здесь же холодный расчет. Мне кажется, депутатам глубоко наплевать, что там чему способствует или не способствует. Их задача — привлечь к себе внимание и продемонстрировать верность «линии партии». Игры как тема хайповая отлично для этого подходят. Мир пиара циничен, ничего личного.
– У нас на любой игре, фильме или иному медиапродукту люблят наклееть шильдик: 3, 10, 16, 18+. Но рейтинговой системы, как таковой, у нас нет.
На твой взгляд, возрастная система нам необходима, или дети, как я в 7-8 классе, могут без проблем играть в Ultimate Mortal Kombat и все будет ок?
Мне кажется, возрастные рейтинги – удобный инструмент для слабо разбирающихся в вопросе. По шильдику можно сразу понять, что содержит игра, и решить, приемлемо ли это для твоего чада. И вот это ключевой момент — реальная ответственность за доступ ребенка к тому или иному контенту лежит на родителях. Рейтинги — лишь инструмент; удобный, но не обязательный.
Скажем, я не оставлю свою семилетнюю дочь один на один с GTA V, и поскольку в контенте я разбираюсь, рейтинговая система мне для этого не нужна. И в то же время мы с удовольствием посмотрим с ней вместе фильм «Властелин Колец», хоть у него и стоит рейтинг 11+ или 12+ (точно не помню). Потому что я знаю, что дочь не травмируется видами гибнущих под эльфийскими мечами орков. А у кого-то, может, и в семь лет дети GTA нормально воспримут (я вот играл в Carmageddon в детстве, и, вроде, ничего, вменяемым вырос) — все индивидуально, ответственность на родителях, которые знают (ну, должны, по идее) своих детей.
– Для игр, что вы предоставляете страждущим, вы вводите какие-то ограничения со своей стороны?
Нет, Playkey — это решение для запуска игры на слабом или непригодном устройстве. В сам контент мы не вмешиваемся, да и не можем технически.
– PlayKey – это ПК-игры. Но в нашем мире существуют и консоли. На твой взгляд, заядлый геймер предпочтет приставку к телевизору или посмотрит в вашу сторону?
Давай не будем ступать на скользкую дорожку холивара. :) Выбор «ПК vs Playkey» и «консоль vs Playkey» можно более-менее просчитать, как я сделал выше.
А вот выбор между «ПК-игры или консольные игры» — это как лыжи или сноуборд, Android или iOS :)
– Sony, например, так или иначе дает возможность поиграть в эксклюзивы даже не имея консоли. Не пробовали с ними договориться?
У Sony есть PS Now на базе Gaikai, так что ее стратегия вполне понятна. В сторону запуска у себя консольных эксклюзивов пока не смотрели, поэтому договариваться пока не о чем.
– Игры, работа и игры с работой – это хорошо. А есть ли у тебя хобби? Чем предпочитаешь заниматься в свободное время?
Так, игры уже не считают, да?
Ну, тогда так:
– кататься по лесу на велосипеде;
– кататься по городу, а лучше за городом на мотоцикле;
– кататься зимой на сноуборде (но обязательно встану и на горные лыжи — созрел);
– гулять по лесу на беговых лыжах (зимой преимущественно);
– просто гулять (по лесу и вообще, если с дочерью);
– плавать с маской, заглядывать в подводный мир;
– читать фантастику (как началось с детства, так и не отпускает);
– лежать на травке, смотреть в небо — синее днем, звездное ночью.
– Стриминг игр, ПК, PS4, Xbox One или ПК?
Слушай, я все прошел: SNES (Black Panther), ПК, PS2, PS3, Xbox 360, Wii, PS4, стриминг. Сегодня актуальны стриминг на ноутбук (от игрового ПК ушел несколько лет назад) и PS4.
– Android или iPhone?
Android
– Сингл или мультиплеер?
Сингл
– Кошка или собака?
Кошка
– Парадная или подъезд?
Подъезд
– Хлеб или батон?
Хлебцы
Роман, спасибо за ответы!
Желаем и дальнейшего развития сервису!