Исследование: белые пожилые женщины больше всех распространяют фейковые новости

А вы думали, что это всё боты? Ха!

2 мин.
Исследование: белые пожилые женщины больше всех распространяют фейковые новости
Photo by Artem Labunsky / Unsplash

Новое исследование выявило удивительные данные о том, кто (по крайней мере, в США) чаще других ссылается на сайты с фейковыми новостями.

Кто такие «суперраспространители» дезинформации?

Когда говорят о «суперраспространителях» дезинформации, заимствуют жаргон, взятый из среды вирусов. Подобно заражённому человеку, который, сам того не осознавая (а иногда и понимая), распространяет болезнь повсюду, такой же распространитель дезинформации запускает фейковые новости на полной скорости в свои соцсети. Все, кто знает, почему, представляют себе, что за этой деятельностью стоят только более или менее недовольные молодые гики или автоматизированные боты, находящиеся на содержании правительств и корпораций. И теперь не одна исследовательская организация задалась целью выяснить, кто может «подтасовывать» игру.

В США недавнее исследование более 650 000 учётных записей в X выявило поразительную картину. Суперраспространители, на долю которых приходится всего 0,3% аккаунтов, но которые отвечают за 80% ссылок на сайты с фейковыми новостями, – это в основном пожилые женщины, средний возраст которых составляет 58 лет.

Тётя, что ты делаешь?

Методология исследования

В работе Массачусетского технологического института под руководством Сахара Бариби-Бартова, Бриони Свайр-Томпсон и Нира Гринберга были проанализированы «твиты» этих пользователей, причём особое внимание уделялось тем из них, которые содержали политический контент и включали ссылки на новостные ресурсы. Используя классификатор машинного обучения, исследователи выявили ссылки на сайты, известные распространением дезинформации.

Результаты вышли довольно занятные: 60% «суперраспространителей» – женщины, и они гораздо старше, чем среднестатистический пользователь соцсети. Эта группа ежедневно делилась впечатляющим количеством ссылок – в среднем 16-18% из которых были из фейковых источников. Для сравнения, обычные пользователи делились менее чем одной ссылкой в день, и только 3% из них приходили с «левых» новостных сайтов.

Влияние на социальную сферу

Эти «суперраспространители» действуют не в вакууме. Более 5% пользователей X следили хотя бы за одним из этих аккаунтов, которые получали больше ответов, ретвитов и лайков, чем в среднем. Для многих их подписчиков эти аккаунты были основным, если не единственным, источником информации. Точнее, получается, что дезинформации.

Но почему эти женщины так активны? Ответ не так прост. Это может быть сочетание социальной изоляции, большего количества свободного времени или предрасположенности верить и делиться информацией, которая подтверждает их предрассудки. Одно можно сказать точно: эти люди играют решающую роль в распространении фейковых новостей.

И, стоит отметить, что они не ведут себя как боты. Их активность была неотличима от остальной части аудитории X, без странного времени публикации или подозрительных моделей поведения. Большая часть их активности сосредоточена на ретвитах, а три четверти их постов состоят из обмена чужим контентом.

Знание о том, что дезинформация в Х – это не только результат кампаний, организованных структурами, но и индивидуальные действия обычных граждан, – важное открытие. Однако этот факт не решает проблему.

Социальные медиаплатформы, похоже, равнодушны к своей ответственности за распространение фейкньюс, а самому обществу ещё предстоит найти эффективный способ борьбы с этим явлением.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube