Исследователи обучили искусственный интеллект на основе жизни новорождённых

Это поможет в понимании процесса обучения малышей

2 мин.
Исследователи обучили искусственный интеллект на основе жизни новорождённых

В результатах нового исследования, которое было опубликовано в авторитетном журнале Science, учёные рассказали, что они воспользовались видеороликами из жизни полугодовалого малыша, чтобы обучить технологии искусственного интеллекта пониманию языка.

Отдельно отмечается, что видеоролики своих первых месяцев жизни малыш по имени Сэм записывал самостоятельно — специалисты закрепили на его лоб миниатюрную камеру, которая и регистрировала все его ежедневные переживания в течение первых полутора лет жизни. Кроме того, как отмечают эксперты, это позволило открыть новые возможности для правильного понимания процесса обучения малышей языку и основным концепциям.

В результатах исследования говорится о том, что общий объём записанных видеороликов составил свыше 600 000 кадров. Также было получено около 37,5 тыс. расшифрованных высказываний малыша. Несмотря на то, что указанные выше цифры кажутся действительно большими, они составили только 1% от ежедневной жизни малыша Сэма в бодрствующем состоянии. Кроме того, это очень незначительный объём данных, если сравнивать с количеством информации, которое используется на данный момент для обучения стандартных больших языковых моделей.

Учёные также рассказали, что использованный для проведения исследования искусственный интеллект, названный Child’s View for Contrastive Learning (CVCL), имеет возможность улавливать связь между словами и их визуальными аналогами, имитируя в этом случае процесс обучения маленьких детей. Такой подход существенно отличается от способов обучения больших языковых моделей, которым для получения необходимых умений и навыков требуются грандиозные объёмы контента, полученные из разнообразных источников.

Авторы исследования рассказали, что в процессе своей работы они также использовали контент, полученный с сайта SAYCam. На этом ресурсе публикуются видеоролики, сделанные с помощью камер, прикреплённых на голове детей в возрасте от 6 до 32 месяцев. Несколько раз в неделю камеры, крепящиеся на лбу ребёнка, записывают несколько часов видео- и аудиоконтента, в том числе и все процессы взаимодействия малышей с окружающим миром. Полученные данные послужили основой для обучения технологии искусственного интеллекта, который в итоге научился связывать визуальные образы с соответствующими словами и высказываниями ребёнка.

Для тестирования новой системы специалисты адаптировали общий когнитивный тест, применяемый для измерения языковых способностей малышей. В процессе тестирования искусственному интеллекту были продемонстрированы четыре новых изображения: лужайка с травой, мячик, кровать и кошка. Затем был задан вопрос, какое из изображений является мячом. Обученный искусственный интеллект выбирал правильные изображения во время тестирования в 62% случаев.

В результате выяснилось, что эффективность искусственного интеллекта, обученного на жизни годовалых детей, примерно соответствует современным алгоритмам, обученным на 400 млн пар изображений и текстов из интернета. Это во много раз больше данных, чем было применено для обучения в данном исследовании. Эксперты также выяснили, что комбинация видеоизображений со звуком имеет для обучения искусственного интеллекта решающее значение. Когда специалисты поменяли местами видеокадры и высказывания, связанные с ними, модель практически перестала функционировать.

Учёные также обнаружили, что обученный на маленьких детях искусственный интеллект способен на нестандартное мышление и обобщение новой информации.

В резюме результатов своего исследования учёные подчёркивают, что подобные технологии помогают открыть новые перспективы в сфере понимания процесса обучения детей языку. Они также могут способствовать созданию новых методов искусственного интеллекта, которые будут обучаться точно так же, как маленькие дети.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube