Два года назад в мире искусства разгорелись споры после того, как Джейсон М. Аллен, руководитель стартапа по разработке настольных игр, представил созданную с помощью искусственного интеллекта картину на цифровом арт-конкурсе в Колорадо и одержал победу. Некоторые критики посчитали, что использование ИИ для создания картины было нечестным. Однако Аллен заявил:

«Я не собираюсь извиняться за это. Я выиграл и не нарушил никаких правил».

Он также отметил, что не разделяет опасений относительно того, что компании, подобные Midjourney — платформе, которую он использовал для создания своего картины, — могут разрушить арт-рынок.

«Это не прекратиться», — заявил Аллен New York Times. «Искусство мертво, чувак. Всё кончено. ИИ победил. Люди проиграли».

Теперь, в ироничном повороте событий, Аллен столкнулся с тем, что его собственное произведение, созданное с помощью ИИ-платформы, обвиняемой в нарушении авторских прав, не может быть защищено авторским правом и подвергается незаконному использованию.

В марте прошлого года Бюро регистрации авторских прав США постановило, что работы, созданные с использованием ИИ-сервисов не содержащие человеческой работы, не подлежат защите авторским правом. С конца 2022 года Аллен пытается зарегистрировать свою картину «Théâtre D’opéra Spatial» в качестве авторского произведения.

Та самая картина

На прошлой неделе Аллен подал апелляцию в федеральный суд штата Колорадо, утверждая, что Бюро регистрации авторских прав ошиблось, отказав в регистрации его работы. Основная обеспокоенность Аллена заключается в том, что он недополучает доход от своей работы.

Аллен также утверждает, что его работу незаконно используют без его согласия.

«Отказ Бюро регистрации авторских прав признать 'Théâtre D’opéra Spatial' оставил меня в ужасном положении, без возможности защититься от тех, кто открыто и неоднократно крадёт мою работу без компенсации или указания авторства», — сказал он.

«Были случаи, когда люди полностью копировали мою работу, интегрируя её в новые произведения. Некоторые даже выставляли мою работу на продажу в печатном виде или в виде криптоискусства на платформах вроде OpenSea или Etsy».

Юридические аспекты и роль искусственного интеллекта

Midjourney, платформа, которую Аллен использовал для создания своей цифровой работы, в настоящее время является объектом судебного иска со стороны группы художников. Они утверждают, что их произведения были использованы для обучения алгоритма без компенсации или указания авторства.

Адвокат Аллена, Крис Пестер, подчеркнул, что его клиент вложил значительные усилия в создание своей иллюстрации.

«В нашем случае Джейсон вёл обширный диалог с инструментом на основе искусственного интеллекта Midjourney для создания своей работы, и мы указали его в качестве автора», — заявил Пестер.

Аллен утверждает, что после получения первоначального изображения с помощью Midjourney он дополнительно редактировал его в Photoshop и использовал инструмент Gigapixel AI.

В своём обращении к Бюро регистрации авторских прав Аллен аргументировал, что ведомство игнорирует существенный элемент человеческого творчества при создании произведения с помощью Midjourney. Он отметил, что его творческий вклад, включающий ввод серии запросов, настройку сцены, выбор фокуса и тона изображения, сопоставим с трудом других художников и заслуживает защиты авторского права.

«Отказ Бюро регистрации авторских прав признать человеческое авторство в произведениях, созданных с помощью ИИ, подчёркивает критическую проблему в современном законодательстве об интеллектуальной собственности. По мере развития искусственного интеллекта крайне важно, чтобы наши правовые рамки адаптировались для защиты прав тех, кто использует эти технологии для творческого самовыражения», — заявил Пестер.

Дискуссия о правах в эпоху ИИ

Ситуация с Алленом отражает более широкую дискуссию о том, как искусственный интеллект влияет на мир искусства и права художников. В то время как некоторые утверждают, что произведения, созданные с помощью ИИ, не могут считаться полностью авторскими, другие настаивают на необходимости пересмотра законодательных норм в свете развития новых технологий.

Критики отмечают иронию в том, что Аллен стремится защитить свои права на произведение, созданное с помощью инструмента, обвиняемого в нарушении авторских прав других художников. Этот случай подчёркивает сложность правовых и этических вопросов, возникающих на стыке технологий и творчества.

Дело Джейсона М. Аллена открывает важный диалог о месте искусственного интеллекта в искусстве и о том, как законодательство должно адаптироваться к быстро меняющимся технологиям. Вопрос о том, где проходит граница между творчеством человека и генерируемым ИИ контентом, остаётся открытым и требует дальнейшего обсуждения со стороны художников, юристов, да и общества в целом.


Ещё по теме: