Как исчезновение лифтёров подготовило нас к эре автономных транспортных средств

Бояться самоуправляемых автомобилей, возможно, даже не нужно

7 мин.
Как исчезновение лифтёров подготовило нас к эре автономных транспортных средств

В те времена, когда лифты только начали появляться в зданиях, вход в них был настоящим приключением. Не из-за головокружительного подъёма, а благодаря присутствию человека. Их называли лифтёрами. В своей безупречной форме и с точными движениями они обеспечивали безопасность пассажиров в кабине, подвешенной между этажами. В Италии, например, лифтёры были распространены как в жилых, так и в коммерческих зданиях, особенно в крупных городах, таких как Рим, Милан и Неаполь. Их присутствие было необходимым для работы лифтов, которые в то время ещё не были автоматизированы.

Сегодня, когда люди рассеянно нажимают кнопки автоматических лифтов, возникает вопрос: как общество преодолело страх довериться машине без оператора? Лифт, по сути, был первым автономным транспортным средством, с которым столкнулось человечество. Исчезновение лифтёров — это не просто история исчезнувшей профессии, а рассказ о том, как люди научились доверять технологиям. От ручных рычагов до компьютеризированных систем — путь лифтов отражает движение общества к принятию автоматизации. Накануне эпохи беспилотных автомобилей какие уроки можно извлечь из этого изменения прошлого?

Золотой век лифтёров

Лифтёры доминировали в городской среде значительную часть XX века. Их профессия возникла с появлением электрических лифтов в начале 1900-х годов, когда каждая кабина требовала специального оператора. Они были не просто «вертикальными водителями», а настоящими представителями зданий, в которых работали.

Эта профессиональная фигура была центральной в повседневной жизни людей. Лифтёры не только контролировали скорость и направление движения кабины, но и объявляли этажи, вручную открывали и закрывали двери, а часто служили импровизированными гидами для посетителей. Они были хранителями вертикального мира, который быстро расширялся.

Их присутствие было настолько укоренено в обществе, что многие не могли представить лифт без оператора. Это было вопросом безопасности, но также комфорта и социального статуса. Лифтёры были глазами и ушами зданий, знали всех жильцов и их распорядок дня, часто выполняли функции охраны и надзора.

Обучение и социальная роль лифтёров

Становление лифтёром требовало специальной подготовки. Во многих случаях владельцы зданий или лифтовые компании предлагали курсы обучения для своих операторов. Эти курсы охватывали не только технические аспекты работы, но и социальные навыки, необходимые для взаимодействия с публикой.

В некоторых случаях, особенно в США и для лифтёров, работавших в роскошных отелях или престижных зданиях, требовалось посещение «школы обаяния». Там они изучали этикет, умение справляться с деликатными ситуациями и предоставлять безупречный сервис самым требовательным клиентам.

Девушки-лифтеры Маршалла Филда в униформе стали настолько известными, что журнал Life Magazine в номере от 15 сентября 1947 года опубликовал очерк об их восьминедельном курсе красоты и обаяния.

Этот аспект профессии подчёркивает, насколько важной была социальная роль лифтёров, которые значительно влияли на атмосферу и репутацию важных и значимых мест.

Забастовка, изменившая всё

Ключевым моментом в истории профессии лифтёров стала забастовка 1945 года в Нью-Йорке. В течение недели около 15 000 лифтёров, консьержей и работников технического обслуживания прекратили работу, буквально парализовав город.

Даже доставка почты остановилась, а федеральное правительство США теряло около $8 млин в день налоговых поступлений.

Это событие показало, насколько общество зависело от такой профессиональной группы. В то же время оно заставило многих задуматься, не пришло ли время найти автоматизированную альтернативу.

Забастовка имела огромные последствия: по оценкам, экономический ущерб для города составил около $100 млн того времени, более миллиона рабочих были вынуждены оставаться дома или протестовать на улицах в знак солидарности. Ситуация была настолько серьёзной, что губернатор Томас Дьюи был вынужден лично вмешаться для её разрешения.

Нью-Йорк, фото массовых забастовок лифтеров в 1945 году.

Влияние забастовки вышло далеко за пределы немедленных экономических потерь. Это был момент глубокого размышления для американского общества, которое вдруг осознало свою зависимость от одной профессиональной категории. Это осознание ускорило усилия по разработке и внедрению автоматических лифтов, начав переход, который навсегда изменил облик городов.

Переход к автоматизации

Переход к автоматическим лифтам не был мгновенным. Люди были вполне понятливо недоверчивы: идея подняться в металлической кабине без оператора в виде человека казалась опасной.

Введение мер безопасности, таких как аварийный телефон и кнопка остановки, помогло завоевать доверие общественности. Эти инновации, которые сегодня считаются само собой разумеющимися, тогда были революционными и успокаивающими население.

Компания Otis Elevator сыграла ключевую роль в этом переходе. В 1950 году она установила первый полностью автоматизированный лифт в здании Atlantic Refining в Далласе, штат Техас. Это событие ознаменовало начало конца профессии лифтёров, хотя потребовались ещё десятилетия, прежде чем она полностью исчезла.

Процесс автоматизации был постепенным и не лишённым сопротивления. Многие здания сохраняли лифтёров рядом с новыми автоматическими системами на период перехода, позволяя пассажирам постепенно привыкнуть к идее лифта без человека рядом. Эта стратегия оказалась ключевой для преодоления начальных страхов и построения доверия к новой технологии.

Последние бастионы

Несмотря на продвижение автоматизации, лифтёры не исчезли в одночасье. Во многих престижных зданиях, особенно в роскошных отелях и исторических небоскрёбах, они оставались символом статуса и элитного сервиса.

Даже сегодня в некоторых уникальных местах можно встретить этих «хранителей кабин». Например, в общественных лифтах в таких городах, как Лиссабон (Португалия) или Вальпараисо (Чили). Они являются живыми реликвиями прошедшей эпохи, а также свидетельствами того, как некоторые профессии могут переосмысливаться и выживать в эпоху автоматизации.

В знаменитом Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке до недавнего времени можно было встретить лифтёров. Их присутствие уже не было технической необходимостью, а данью истории и традициям небоскрёба. В некоторых случаях лифтёры стали почти мифическими фигурами, символами эпохи, когда персонализированный сервис был нормой.

В некоторых роскошных отелях присутствие лифтёра всё ещё считается признаком эксклюзивности и заботы о клиенте, человеческим штрихом во всё более автоматизированном мире.

Безопасность и восприятие риска

Интересный аспект истории лифтёров — то, как она повлияла на восприятие риска. Сегодня лифты считаются одним из самых безопасных видов транспорта, со среднем лишь 27 смертельными случаями в год в США, большинство из которых происходит во время обслуживания, по сравнению с почти 1600 смертями из-за падений на лестницах.

И всё же изначально идея лифта без оператора казалась ужасающей. Это заставляет задуматься о том, как восприятие риска может быть больше обусловлено знакомством с чем-то, нежели реальной опасностью. Это также интересная параллель с текущими опасениями по поводу беспилотных автомобилей.

«Переходный» лифт: внутри был телефон экстренной помощи, но также находился и человек-оператор.

Переход к автоматическим лифтам потребовал не только технологических инноваций, но и изменения менталитета людей. Необходимо было убедить общественность в том, что машина может быть столь же безопасной, если не более безопасной, чем живой оператор. Этот процесс принятия и адаптации предлагает ценные уроки для внедрения других автономных технологий в повседневную жизнь.

Влияние на архитектуру и городской дизайн

Исчезновение лифтёров существенно повлияло и на архитектуру, и на дизайн зданий.

С автоматизацией кабины лифтов могли быть меньше и эффективнее, позволяя архитекторам проектировать ещё более высокие небоскрёбы.

С другой стороны, устранение необходимости в человеческом операторе привело к переосмыслению общих пространств зданий. Зоны ожидания лифтов, когда-то места социального взаимодействия, превратились в более анонимные транзитные пространства. Это изменение отражает более широкую трансформацию городской жизни, где эффективность и скорость часто превалируют над человеческим взаимодействием.

Уроки для будущего

История лифтёров предлагает интересные размышления о взаимоотношениях общества с технологиями. Люди научились доверять машинам, которые перевозят их вертикально без человеческого надзора. Теперь человечество сталкивается с похожим вызовом с беспилотными автомобилями.

Сколько времени пройдёт, прежде чем поездка в автомобиле без водителя станет такой же естественной, как нажатие кнопки в лифте? История показывает, что принятие новых технологий требует времени, но также и того, что люди способны адаптироваться и преодолевать первоначальные страхи.

Любимый лифтер отеля Дель Коронадо. Он управлял одним из старейших лифтов к западу от Миссисипи.

Пандемия COVID-19 могла сыграть роль, схожую с забастовкой 1945 года для лифтёров. Она заставила людей желать не зависеть слишком сильно от пространств, расстояний, сервисов и не быть прикованными к рабочему столу. Компании, занимающиеся автономными транспортными средствами, уже демонстрируют их полезность через бесконтактные сервисы доставки. Возможно, это тот катализатор, который ускорит общественное принятие этой технологии.

Переосмысление работы в эпоху автоматизации

Ещё один урок, который может напомнить исчезновение лифтёров: технологический прогресс может сделать целые профессиональные категории устаревшими. Однако одновременно он создаёт новые возможности. Лифтёры стали техническими специалистами по обслуживанию, дизайнерами систем безопасности, экспертами по вертикальной логистике.

Эта история приглашает задуматься о том, как можно подготовить рабочую силу к будущим вызовам. Адаптивность и непрерывное обучение будут всё более критичными в быстро развивающемся технологическом мире.

Современные таксисты и дальнобойщики могут задаться вопросом: как переосмыслить себя в мире автономных транспортных средств? Какие новые профессии возникнут из этой технологической революции?

Переход лифтёров может предложить модель того, как управлять этими изменениями. Важность постепенного перехода, программ переподготовки и политик, поддерживающих работников в периоды изменений, — это уроки, которые следует применить к текущим и будущим вызовам.

Культурное влияние

Исчезновение лифтёров имело не только технологические и экономические последствия, но и культурные. Лифтёры часто были ключевыми фигурами в зданиях, знали всех жильцов и способствовали созданию чувства общности.

Их отсутствие изменило то, как люди взаимодействуют в общественных пространствах. Лифт стал «не-местом», транзитным пространством, где редко обмениваются более чем парой слов. Интересно, окажет ли появление автономных автомобилей подобное влияние на способ жизни в городах и взаимодействия между людьми.

Это изменение заставляет задуматься о том, как технологии формируют социальные взаимодействия. Пока общество выигрывает в эффективности, что теряется в плане человеческой связи? Как можно спроектировать города и общественные пространства, чтобы сбалансировать преимущества автоматизации с человеческой потребностью в взаимодействии и общности?

Этика автоматизации

Переход от лифтёров к автоматическим лифтам также поднимает этические вопросы, которые остаются актуальными и сегодня. Когда допустимо заменять человеческий труд машинами? Как сбалансировать эффективность и прогресс с социальной ответственностью?

Эти вопросы особенно актуальны в эпоху искусственного интеллекта и продвинутой автоматизации. История лифтёров напоминает, что это не только технологические вопросы, но и глубоко этические и социальные.

Будущее вертикальной (и горизонтальной) мобильности

Размышляя о переходе от лифтёров к автоматическим лифтам, интересно также подумать о будущем вертикальной мобильности. Появляются новые технологии, такие как лифты на магнитной левитации или многонаправленные транспортные системы, обещающие снова революционизировать то, как люди перемещаются внутри зданий.

Эти инновации могут потребовать новых форм человеческого взаимодействия и новых видов работ. Возможно, возникнут новые профессии, связанные с вертикальной мобильностью.

В заключение, история лифтёров — это не просто кусочек городской ностальгии. Это напоминание о том, как общество может адаптироваться к технологическим изменениям, преодолевая страхи и первоначальное сопротивление. Стоит помнить этот урок из прошлого: технологии могут пугать, но в конце концов люди учатся доверять им, особенно когда они делают жизнь более безопасной и удобной.

Автоматический лифт был первым шагом к принятию автономных транспортных средств. Эта история — пример того, как инновации, несмотря на первоначальное сопротивление, могут интегрироваться в повседневную жизнь. Задача, как всегда, заключается в том, чтобы управлять этим переходом так, чтобы максимизировать его преимущества и минимизировать социальные издержки.

История лифтёров учит, что технологический прогресс неизбежен, но то, как общество с ним справляется — это выбор.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube