Как переиграть алгоритмы социальных сетей

Как говорится, если продукт бесплатный, то вы и есть продукт

Как переиграть алгоритмы социальных сетей
4 мин.

Социальные сети, от TikTok до Twitter, не берут с вас денег за пользование их услугами. Взамен они получают всё, что о вас можно узнать. Часть стратегии в сборе данных исходит от алгоритмов, которые решают, какой контент вам показывать, основываясь на вашем прежнем использовании сервиса. Не облегчайте им сбор данных — обходите алгоритмы при любой возможности.

Алгоритмы соцсетей — это постоянно меняющиеся механизмы. Они анализируют вашу информацию и предоставляют вам контент, который, по их мнению, вы захотите увидеть. То, как вы взаимодействуете с этим контентом, обучает алгоритм, и он меняет предложения, которые выдает вам в дальнейшем. Благодаря этому алгоритмы отлично справляются с задачей удержания вас в приложении или сервисе в течение длительного времени, но они также помогают компаниям создавать более точные профили ваших интересов.

Конечно, корпорации строят профили своих пользователей на основе добровольно предоставленной информации; они собирают данные об аккаунтах на которые вы подписаны, информацию, которую вы публикуете, местоположения, которыми вы делитесь, и так далее. Но что может быть лучше для того, чтобы понять, кто вы на самом деле, чем предложить вам индивидуальный контент и посмотреть, как вы с ним взаимодействуете.

Возможно, хватит уже раздавать им всю информацию о себе и постоянно их обучать? Вот несколько мест, с которых можно начать:

Не взаимодействуйте с рекомендациями алгоритма

В наши дни социальные сети часто сами предлагают вам контент, вместо того чтобы вы находили его вручную. Например, когда вы открываете YouTube, вся страница пестрит предложениями, основанными на вашей истории просмотров. Это может быть полезно, но может и задержать вас на сайте гораздо дольше, чем вы изначально планировали. В конце концов, всегда есть что-то ещё, что можно посмотреть.

Конечно, не только время просмотра волнует эти платформы; когда вы нажимаете на предложенное видео в YouTube или листаете ленту в Instagram, вы соглашаетесь с рекомендациями алгоритма. Он берёт эти данные и укрепляет свой профиль о вас. Хотя социальные сети и так отслеживают каждый ваш шаг, любое действие с предложенным контентом будет иметь для них ещё больший вес.

Каков совет? По возможности избегайте взаимодействия с предлагаемым контентом. Вместо этого ищите контент, который вы сами хотите посмотреть. Если вы увидите что-то интересное в предложениях, найдите это вручную и смотрите дальше. Алгоритм всё равно будет учиться на вашем поведении, но вы не будете его тренировать, как это было бы, если бы вы принимали все его рекомендации.

Отключите алгоритмы там, где это возможно

Это подводит нас к следующей теме. Если есть возможность, измените свои ленты, чтобы они сортировались в хронологическом порядке, а не по тому, что, по мнению сервиса, представляет для вас наибольший интерес. Это та же логика, что и раньше — не тренируйте алгоритм платформы больше, чем нужно. Если просматривать и использовать контент по мере его поступления, у платформы не будет столько инструментов, чтобы понять, чем вы интересуетесь, и, следовательно, будет меньше информации для добавления в ваш общий профиль.

Конечно, не все платформы предлагают такой тип ленты. TikTok известен тем, что предоставляет вам контент, основанный на алгоритмах. Тем не менее, вы можете попытаться просматривать контент только тех на кого вы подписаны. Это всё ещё не идеально, поскольку даже эта сортировка осуществляется алгоритмом TikTok, но это даст немного больше контроля.

Facebook и Twitter позволяют сортировать главную страницу по последним сообщениям, а не по алгоритмически сформированной ленте. В Instagram сейчас нет хронологической ленты, но она скоро появится. Как только это произойдёт, переключитесь на неё, а не полагайтесь на компанию Meta, которая выбирает, какие сообщения ваших подписчиков вы должны увидеть, а какие нет.

Старайтесь использовать соцсети без входа в аккаунт

Это еще один совет, который зависит от того, как работает платформа. Когда это возможно, не сообщайте социальной сети, о том, что вы пользуетесь их услугами. Первое, что приходит мне на ум, это YouTube; если вам не важна история просмотров, вы можете просматривать любой контент, который хотите, на вкладке инкогнито, и у YouTube не будет возможности связать эту активность с вашим Google-аккаунтом.

Это решение также очень удобно тем, что не обучает алгоритмы тем контентом, что вам не нравится. Например, когда ваш друг присылает видео или посты, которые считает смешными. Вы открываете ссылку под своим аккаунтом и сразу же вся ваша лента в TikTok наполнится схожим юмором. Спасибо, не надо.

В некоторых случаях использование соцсетей без учетной записи невозможно, поскольку многие платформы требуют входа в систему. Facebook и Twitter практически невозможно использовать без учётной записи, а Instagram выдает назойливое всплывающее окно регистрации после просмотра более чем пары сообщений без входа в аккаунт.

Лучшим решением для таких ситуаций может быть следующее:

Используйте «левые» аккаунты

Использование «левого» аккаунта, не содержащего вашей настоящей информации, — это отличный способ воспользоваться преимуществами этих платформ, не беспокоясь о том, что их материнские компании составят о вас точный профиль. Понятно, что эти компании всё равно следят за тем, что вы делаете на их платформах, но если вы не сообщаете им такие важные данные, как ваше имя, электронная почта, дата рождения и т.д., им гораздо сложнее узнать, кто вы на самом деле.

Да, в этом случае вы потеряете некое социальное взаимодействие с другими пользователями. Но если вы ничего не публикуете и не вступаете в дискуссии, то такой вариант вполне подойдёт.

Используйте специальные плагины

Вы можете использовать блокировщик рекламы со списком правил, ориентированных на конфиденциальность, а также использовать плагин для браузера, обеспечивающий конфиденциальность, например Privacy Badger.


Ещё по теме:


Больше интересного в нашем Telegram.
А ещё можете читать нас на Яндекс.Дзен, в Google Новостях и смотреть на YouTube.