В Австралии художники и учёные «воскресили» композитора Элвина Лусье, вырастив из его клеток мини-мозг, который теперь создаёт музыку в реальном времени. Это не просто биотехнология — это искусство, философия и вызов границам авторства.
Музыка из тишины
В тёмном зале слышны трели, шорохи и гулкие звуки — как будто оркестр из параллельной вселенной настраивает инструменты. Только музыкантов нет.
В центре зала — постамент под увеличительным стеклом, на котором лежат две белые полупрозрачные массы. Они похожи на медуз, но на самом деле это — «мини-мозг» покойного американского композитора Элвина Лусье. И он прямо сейчас сочиняет музыку.
Возвращение Лусье
Лусье, легенда экспериментальной музыки, умер в 2021 году. Но в художественной галерее Западной Австралии он — жив, пусть и в другой форме. Проект под названием Revivification («Оживление») объединил художников Натана Томпсона, Гая Бен-Ари, Мэтта Гинголда и нейробиолога Стюарта Ходжеттса. Вместе они годами занимались биохудожественными экспериментами. Лусье стал для них идеальным соавтором: ещё в 1965 году он первым использовал мозговые волны для создания музыки.

В 2020 году, уже будучи больным болезнью Паркинсона, Лусье согласился передать своей команде образцы крови. Белые кровяные тельца были превращены в стволовые клетки, а затем — в органоиды мозга, небольшие структуры, имитирующие активность настоящего мозга. До самой смерти композитор участвовал в зум-звонках с командой, обсуждая творческую концепцию проекта.
Звук живого мозга
На выставке установлено 20 изогнутых латунных пластин, похожих на золотые спутниковые антенны. За каждой скрыт динамик и молоточек. Все они реагируют на сигналы от нейронов мини-мозга, создавая живую звуковую картину. Органоид мозга размещён на электродной сетке из 64 точек, которая считывает его сигналы. Программное обеспечение, разработанное командой, интерпретирует активность мозга и превращает её в звуки.
Органоид не только посылает сигналы, но и получает их обратно: микрофоны в зале улавливают звуки и голоса посетителей, преобразуют их в электрические импульсы и передают в мозг. Участники проекта надеются, что это создаст эффект обучения — возможно, органоид начнёт по-настоящему «развиваться» со временем.
Наука или искусство?
Создатели признают, что Revivification больше искусство, чем наука. Но вопросы, которые он поднимает, очень серьёзны: что такое авторство? Можно ли называть творчество «живого мозга без тела» искусством? Этичны ли такие эксперименты?
«Мы не даём ответы, — говорит Томпсон, — но хотим начать разговор. Может ли творчество существовать вне человеческого тела?»
Органоиды Элвина продолжают сочинять музыку, даже после его смерти. Команда надеется, что проект будет жить и дальше — возможно, в Арктике или даже в космосе.
«Когда я рассказал дочери Элвина об этом, она только рассмеялась, — говорит Бен-Ари. — Это в точности в его духе. Уходя, он устроил себе вечную репетицию. Он просто не может остановиться».
Ещё по теме: