Американские учёные из Университета Невады в Лас-Вегасе заявили об обнаружении доказательств гипотезы о том, что человеческий мозг, а также мозг любых других интеллектуально развитых существ, не способен «считать время».

По словам специалистов, работа этого органа разительно отличается от того, как функционируют часы, методично отмеряющие определённые временные промежутки. Этот феномен отлично знаком всем, кто периодически ощущает, как субъективно долго идёт время во время скучных занятий и как быстро оно пролетает, если заниматься чем-то интересным.

В действительности, как рассказывают учёные, человеческий мозг вообще не считает время, если человек не ставит ему такую задачу намеренно, потому что для него подобные подсчёты никакого значения не имеют. Вместо этого мозг человека ориентируется исключительно на различные происшествия, дела и события.

К примеру, опытный сотрудник производственного предприятия может сделать деталь в течение получаса, а у начинающего работника на этот процесс уйдёт около 90 минут. Для опытного специалиста и для новичка это будет одно и то же событие, и совсем не важно, какова была его продолжительность — в памяти обоих людей и в их ощущениях это будет одно и то же явление.

Эксперты отмечают, что эту гипотезу они смогли подтвердить после проведения опыта на грызунах, которых заставляли более 200 раз подряд решать одну и ту же рутинную задачу. В процессе этого специалисты замеряли активность мозга мышей и выяснили, что с увеличением количества повторений одного и того же занятия этот показатель начинал всё больше различаться. Иными словами, между первыми повторениями разница была символическая, но между пятидесятым и сотым повторением — уже серьёзная. В процессе этого эксперимента мыши не уставали, а начинали по-другому воспринимать каждое новое повторение, в результате чего их оценка затраченного времени менялась.

Учёные также указали на то, что различные группы клеток у людей и других разумных существ разделяют между собой обязанности. Например, одна группа может выполнять несколько раз подряд одну и ту же задачу, после чего передавать её уже другой группе клеток.

Поэтому, как заявляют специалисты, происходит сливание близких итераций, разделяемые события воспринимаются человеком как произошедшие в разное время, даже если в реальности всё происходило практически сразу. Например, путешественники во время пеших походов хорошо запоминают различные достопримечательности, но не рутинную ходьбу между ними. Однако если во время такого путешествия кто-то из туристов подвернёт ногу, это необычное событие также получит временную отметку в памяти людей.


Ещё по теме: