Первые трёхмерные изображения, с которыми можно вступать в физический контакт, стали реальностью. Команда исследователей из Испании добилась того, о чём зрители научной фантастики мечтали не одно десятилетие — теперь виртуальные объекты не только видны со всех сторон, но и откликаются на прикосновения, как элементы на экране смартфона.
В отличие от экранных иллюзий, что обычно называют голограммами, в этом случае разговор идёт о настоящем объёмном изображении, которое можно увидеть без всяких специальных очков, с любого ракурса.
При этом новинка даёт возможность не просто наблюдать за визуальными эффектами, а взаимодействовать с ними напрямую — словно с реальными предметами, подвешенными в воздухе. По словам команды разработчиков, именно в этом заключается главное отличие их технологии от всего, что предлагалось ранее.
Коммерческие образцы подобных устройств до сих пор ограничивались лишь визуальной частью. Картинки висели в воздухе, но были полностью оторваны от физического контакта. Учёные из Университета Наварры поставили себе цель расширить этот функционал и подойти к восприятию виртуального мира так, как это делает человеческий мозг в реальности — через зрение и осязание.
Презентация работы запланирована на конференции в Йокогаме, но первые демонстрации уже доступны на YouTube.
В основе конструкции — технология быстрого проецирования изображений на специальную подвижную поверхность. За одну секунду создаётся до 2880 проекций, расположенных на разных уровнях, что и формирует ощущение объёма.
Основным элементом этого устройства служит рассеиватель, обеспечивающий необходимое качество изображения. В привычных моделях он изготавливался из жёсткого материала, который мог представлять опасность при случайном касании. Либо устройство ломалось, либо пользователь рисковал получить травму.
Чтобы устранить эту проблему, инженеры применили гибкий рассеиватель, способный деформироваться без последствий. Возникшее при этом искажение картинки удалось скорректировать с помощью программной обработки, что позволило добиться стабильного отображения даже при прикосновении.
Результатом стал дисплей, с которым можно взаимодействовать не только глазами, но и руками. Пользователи теперь могут «схватывать» изображённые объекты, перемещать их, изменять размеры. Всё это открывает новые возможности для визуализации и обучения, а также создаёт простор для использования технологии в музейных экспозициях, где зритель сможет изучать экспонаты в интерактивной форме.
Ещё по теме: