Разработка и эксплуатация современных ИИ-систем требует значительных ресурсов: мощные серверы, огромное энергопотребление и соответствующие финансовые затраты. Однако, как выяснилось, ощутимая часть этих расходов уходит на обработку самых, казалось бы, простых и безобидных запросов — таких как «Спасибо» или «Пожалуйста».
Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман сообщил, что на ответы ChatGPT на вежливые обращения пользователей уходит «десятки миллионов долларов». Несмотря на это, он считает такие расходы оправданными. По его мнению, даже короткие и, возможно, «бессодержательные» фразы придают взаимодействию с ИИ более человечный оттенок.
Для многих пользователей искусственный интеллект стал не просто инструментом для поиска информации или решения задач, а чем-то большим. Некоторые общаются с ChatGPT как с собеседником, обращаясь к нему вежливо, как к человеку. Хотя машины не обладают чувствами, привычка говорить «Спасибо» остаётся — особенно если ИИ действительно помогает, например, с домашним заданием или подготовкой к экзамену.
Согласно одному из недавних исследований, генерация стандартного ответа вроде «Пожалуйста» или «Не за что» требует таких же вычислительных ресурсов, как и любой другой текст, а значит, обходится в деньги. Более того, по отдельным оценкам, короткий ответ «You are welcome» от языковой модели может потреблять до 40–50 миллилитров воды — в рамках охлаждения дата-центров.
Сэм Альтман не считает, что эти затраты — напрасны. Хотя теоретически компании могли бы предзапрограммировать ИИ на автоматическую реакцию на такие обращения, реализовать это на практике пока не удаётся без ущерба для гибкости и качества общения.
Тем временем исследователи из MIT и OpenAI предупреждают о возможных психологических эффектах. По их мнению, по мере того как разговоры с ИИ становятся всё более реалистичными, некоторые пользователи могут испытывать эмоциональную зависимость от виртуального собеседника. Это может привести к эффекту «отвыкания» или даже симптомам, схожим с ломкой, в случае прекращения общения.
Тем не менее, если вы — подписчик платного тарифа, ваши «Спасибо» и «Пожалуйста» технически уже включены в оплаченный объём взаимодействий: с премиум-аккаунта списывается плата за каждый токен, включая вежливые фразы. Что делает вопрос философским: чьё «Спасибо» искреннее — у бесплатного пользователя или у того, кто платит за каждый символ?
А вдруг, если ИИ когда-нибудь обретёт сознание, именно ваша вежливость будет тем, что он запомнит?
Ещё по теме:
- В Китае провели полумарафон с участием роботов-гуманоидов
- Билл Гейтс: ИИ решит нехватку врачей и учителей
- Разработчики массово отказываются от сервиса Cursor после ложного ответа чат-бота