В прошедшем 2023 году отечественные медиакомпании и стриминговые сервисы столкнулись с серьёзным напором пиратов. При этом выяснилось, что внимание последних всё активнее распространяется не только на контент зарубежных правообладателей, которые покинули российский рынок, но и на оригинальные отечественные фильмы и сериалы. По словам экспертов, интерес пиратов подогревает ажиотаж пользователей перед предстоящими премьерами. Вместе с этим законодатели, со своей стороны, стараются предпринять меры для противодействия пиратству в России.
Журналисты издания «Коммерсант» рассказали, что количество ссылок с контентом, которые отечественные правообладатели нашли и добавили в реестр в рамках антипиратского меморандума по результатам прошедшего года составляет более 89 млн. При этом в январе 2022 года этот показатель находился на уровне 76,5 млн.
Стоит напомнить, что крупнейшие российские поисковые системы (Яндекс, Mail.ru и Рамблер) и российские правообладатели, прежде всего, изготовители видеоконтента, осенью 2018 года подписали соответствующий антипиратский меморандум. В рамках этого документа интернет-сервисы обязаны удалять из своей поисковой выдачи ссылки, ведущие на пиратские ресурсы. Причём это удаление должно происходить во внесудебном порядке. В сентябре 2023 года в Роскомнадзоре заявили о том, что к меморандуму будут подключены музыкальные и книжные отрасли.
Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (объединяет Alpina Digital, «Азбука-Аттикус», «Эксмо-АСТ»), заявил, что издатели на данный момент практически не пользуются этим меморандумом технически. Он также уточнил, что уровень пиратства удаётся сдерживать в пределах 2-3%.
Как рассказал журналистам издания «Коммерсант» знакомый с ситуацией источник, в большинстве случаев, на построение прямого взаимодействия с поисковиками правообладателям требуется определённое время. Поэтому представители музыкальной и книжной сфер, которые подключились осенью 2023 года к меморандуму, на данный момент подобными возможностями на 100% пользоваться не могут. Помимо этого, в подписанном меморандуме говорится, что определение условий и порядка обращения правообладателей к поисковым системам выполняется в течение переходного периода, который составляет не более шести месяцев.
При этом, как отмечают представители отрасли, опыт производителей контента в России наглядно демонстрирует, что меморандум, хоть и не идеально, но работает. В частности, компания «Газпром-медиа холдинг» за прошедший 2023 год инициировала блокирование и удаление свыше 8,5 миллионов ссылок, что на 19,3% больше, чем в 2022 году. При этом количество заблокированных веб-ресурсов, на которых содержался контент компании, увеличилось по сравнению с 2022 годом на 8,5% до 16 тыс., о чём заявил Павел Русаков, глава департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «ГПМ Цифровые инновации».
Например, в поисковой выдаче Яндекса по запросу компании «Газпром-медиа холдинг» было удалено более 2,5 млн ссылок, а из поисковой выдачи Google — 4,1 млн. В российских судах компания за 2023 год инициировала 923 судебных процесса. По информации холдинга, это 44% от всех исковых заявлений на территории Российской Федерации по защите авторских и смежных прав в интернете.
Кроме того, по результатам 2023 года «Национальная Медиа Группа» увеличила количество запросов на блокирование пиратского контента. В холдинге подчеркнули, что это увеличение напрямую связано с ростом популярности отечественных оригинальных фильмов и сериалов. При этом компания не стала раскрывать абсолютные показатели. В ВГТРК на запрос не ответили.
Представители онлайн-кинотеатра «Старт» заявили, что за прошедший 2023 год было обнаружено свыше 700 000 пиратских ссылок в интернете и свыше 130 000 ссылок в социальных сетях. Об этом заявил Сергей Василенко, глава антипиратского отдела онлайн-кинотеатра. Специалист отметил, что это практически в два раза больше, чем в 2022 году. Эксперт связывает увеличение количества нелицензионного контента в интернете не только с уходом профильных иностранных компаний, но также с интересом российских пользователей к отечественным оригинальным проектам. Сергей Василенко подчеркнул, что чем сильнее в сети подогревается интерес аудитории к предстоящей премьере, тем активнее за этим контентом охотятся пираты. Например, в процессе выхода сериала «Слово пацана» было удалено свыше 21 000 ссылок, из которых 90% размещались в мессенджере Telegram.
В компании Okko также заявили о том, что на данный момент многие пираты сфокусированы на российских оригинальных сериалах. Стриминговый сервис сообщил о блокировании 1,5 млн. ссылок за 2023 год. В компании Kion не стали раскрывать количество удалённых ссылок, но заявили о росте этого показателя.
Журналисты отмечают, что эффективность противодействия пиратству в России может существенно возрасти, если будет реализована новая законодательная инициатива группы депутатов, возглавляемая руководителем думского комитета по информационной политике и ИТ Александром Хинштейном. 25 января в Госдуму был внесён проект закона, предполагающий передачу полномочий по блокированию «зеркал» нелегальных ресурсов от Министерства цифрового развития РФ, которое проводит экспертизу, напрямую к Роскомнадзору.
Ещё по теме:
- ASUS выпустит второе поколение ROG Ally в 2024 году
- Слух: Следующая консоль Nintendo выйдет в этом году
- Роскомнадзор получит право блокировать копии пиратских сайтов