В Австралии официально выбрали слово года, отражающее повсеместное разочарование современными интернет-сервисами, многие из которых теперь рассматриваются как «машины для выкачивания денег». Словом года стало «enshittification», что можно перевести на русский язык как «дерьмовизация». Этот термин впервые употребил канадско-британский блогер Кори Доктороу в 2022 году.
По словам Кори Доктороу, таким словом можно описать ухудшение качества современных онлайн-сервисов за последние годы. В своих постах в блоге он отметил, что «enshittification» проходит несколько этапов. На первом этапе интернет-платформы стремятся максимально удовлетворить своих пользователей, создавая для них комфортные условия. На втором этапе начинается злоупотребление доверием пользователей ради интересов корпоративных клиентов. На третьем, завершающем этапе владельцы платформ начинают выжимать из бизнеса всё возможное для увеличения прибыли, что приводит систему к полному краху.
Кори заявил, что эти процессы являются «разочаровывающими, деморализующими и пугающими». Ситуацию с «дерьмовизацией» блогер сравнил с эпохой, когда популярные цифровые сервисы постепенно превращаются в «большие кучи мусора».
Заявления Доктороу нашли отклик у множества пользователей по всему миру, уставших от платных подписок, рекомендательных алгоритмов, подавляющих политические голоса, и избыточной рекламы на популярных цифровых платформах.
Слово «дерьмовизация» быстро вошло в обиход в англоязычном сегменте интернета, став не только мемом, но и символом общественного раздражения современным интернетом. В 2023 году его признали словом года в Американском обществе диалектологов, а также особо отметили в Macquarie Dictionary — организации, выпускающей крупнейший словарь австралийского английского. Эта компания ежегодно выбирает слово, которое лучше всего отражает дух времени. По мнению жюри, «дерьмовизация» прекрасно передаёт ощущение пользователей от постепенного ухудшения качества интернет-услуг и контента.
Согласно официальному определению, представленному на сайте словаря, «enshittification» описывается как «постепенное ухудшение качества продукта или услуги, особенно интернет-платформ, вызванное стремлением компаний максимизировать прибыль за счёт снижения качества».
Ещё по теме: