Компания «Яндекс» сообщила о запуске первой в стране регулярной оценки знания и использования генеративного искусственного интеллекта — «Нейростат». Согласно результатам исследования, российские пользователи нейросетей чаще всего применяют эти технологии для написания текстов и создания картинок по описаниям. О подобных ИИ-инструментах слышали более 66% опрошенных.
Дмитрий Масюк, глава бизнес-группы «Поиск и рекламные технологии Яндекса», заявил, что интеграция нейросетевых технологий уже началась в привычные для пользователей сервисы, поэтому умение с ними правильно взаимодействовать уже можно называть частью киберграмотности населения. По словам специалиста, нейросети позволяют с высокой эффективностью решать повседневные, рабочие, образовательные задачи.
Дмитрий Масюк также отметил, что результаты «Нейростата» наглядно продемонстрировали, что российские пользователи не отстают от общемировых трендов в сфере искусственного интеллекта, «погружаются в тему», часто пользуются генеративным ИИ. Эксперт заявил, что высокий уровень интереса российских пользователей к этой теме выступит в качестве мощного стимула для бизнеса по внедрению соответствующих технологий в выпускаемые продукты.
По информации из «Нейростата», за последние два месяца в российским сегменте интернета увеличилось число пользователей, которые взаимодействуют с нейросетями для генерации текстов и изображений. Если летом доля таких пользователей составляла 24% и 26%, то к осени 2023 года показатель повысился до 31%. При этом намного выше процент пользователей, которые знают про текстовый генеративный ИИ — около 58%, о нейросетях для генерации изображений — 75%.
По словам Дениса Кускова, гендиректора компании Telecom Daily, интерес российских пользователей к генеративным нейросетям растёт благодаря их доступности. Большая часть респондентов — это активные люди молодого и среднего возраста. Те категории граждан, которым интересно пробовать новые технологии, в том числе и в контексте помощи в решении различных профессиональных задач. Потенциально около 15-20 млн. человек в той или иной степени пользовались технологиями ИИ в своих целях. Как отметил Денис Кусков, по его мнению, количество пользователей генеративного ИИ будет только расти, а бизнес будет активнее интегрировать соответствующие технологии в свои программные решения, сервисы и продукты.
В «Яндексе» отмечают, что несмотря на тот факт, что около 50% российских пользователей слышали о генеративном искусственном интеллекте, а треть респондентов активно им пользовались, относящаяся к ИИ терминология россиянам знакома слабо. Как показывает опрос, только 13% респондентов, знающих о генеративных нейросетях, и 18%, активно ими пользующихся, смогли дать примерное определение слову «промт» (текстовый запрос, инструкция к нейросети).
Наталья Мальцева, руководитель Альянса в сфере ИИ, заявила, что инициатива компании «Яндекс» по созданию инструмента, который будет оценивать использование генеративных нейросетей, крайне ценна для Альянса, его участников и простых пользователей. По словам эксперта, возможности в сфере отслеживания трендов по одной из наиболее важных технологий для современного рынка, скорости её проникновения в общество, позволит достичь лучшего понимания потребностей в просветительских и образовательных мероприятиях, составляющих важную часть работы Альянса в сфере ИИ.
Наталья Мальцева также подчеркнула, что полученная от «Нейростата» статистическая информация будет полезна в процессах планирования и реализации проектов ассоциации в сфере школьного среднего и высшего образования, кадров, науки, бенчмаркинга фундаментальных моделей.
В 2023 году компанией «Яндекс» была запущена собственная технология генеративного ИИ YandexGPT, способная писать и корректировать тексты, придумывать идеи для решения указанных пользователем задач, учитывать контекст разговора с пользователем. Функционал доступен в режиме Алисы «Давай придумаем».
Нейросеть YandexGPT также имеет функции по краткому перескажу текстов статей из глобальной сети в Яндекс.Браузере и на сайте 300.ya.ru, обобщению данных из пользовательских отзывов на товары в «Поиске» и на «Маркете», оказанию помощи пользователям в сфере созданий описаний товаров на «Маркете» и т. д.
В «Яндексе» отмечают, что YandexGPT все заинтересованные лица могут протестировать в собственном бизнесе, но для этого надо подать заявку на доступ к API.
Ещё по теме: