Современные технологии бросают вызов многовековым традициям поиска спутника жизни в Пакистане. Брачные приложения, позиционирующие себя как халяльные, предлагают молодым мусульманам альтернативу услугам ришта-тётушек – традиционных свах, которые веками контролировали процесс создания семей.
По данным исследования Gallup и Gilani Pakistan, более 80% браков в стране до сих пор заключаются по договорённости между семьями. При этом нередки случаи, когда помолвка происходит даже без личной встречи жениха и невесты.
Новое приложение для знакомств, запущенное в прошлом году, уже привлекло 1,2 миллиона пакистанских пользователей. По информации разработчиков, благодаря сервису образовалось 15 тысяч супружеских пар.
«Когда я увидела счастливую коллегу, вышедшую замуж за человека встреченного в приложении, решила попробовать и я», – рассказывает Эцца Наваз, дизайнер из Лахора.
После пяти лет безуспешных попыток найти мужа через традиционных свах она встретила своего будущего супруга Васима Ахтара в дейтинг-сервисе Muzz.
Разработчики учли местную специфику: приложения предлагают функцию «сопровождающего» – еженедельные отчёты о переписке отправляются выбранному родственнику, что помогает успокоить семьи, опасающиеся неконтролируемого общения своих детей с незнакомцами.
Однако цифровизация брачного рынка встречает и сопротивление.
«Люди тратят время на эти приложения. Переписываются всю ночь напролёт, мне это просто не нравится», – говорит Фаузия Аазам, глава сообщества свах в Равалпинди.
Традиционные ришта-тётушки продолжают «полировать» потенциальных невест, обучая их правильно ходить, говорить и одеваться для встречи с семьёй жениха. Первое впечатление часто складывается по тому, как девушка разливает чай для возможных свёкров.
«Меня просили не говорить семье жениха о моих увлечениях походами и фотографией, а сказать, что я люблю готовить и убирать», – делится Рида Фатима, прошедшая через «ритуал» традиционного сватовства.
Феминистка и писательница Аиша Сарвари видит в классическом процессе сватовства инструмент контроля над невестками:
«Нам нужно найти золотую середину, где уважение будет равным с обеих сторон, без унижения человека из-за его внешности или происхождения».
Однако и цифровые платформы не решают всех проблем. «Мужчины лгут», – признаётся художница Анила (имя изменено), показывая свой профиль в приложении. Она и сама использует фальшивые данные, опасаясь идентификации.
На данный момент обе системы поиска спутника жизни существуют в Пакистане параллельно, что отражает глубокий социальный разлом между традицией и современностью в пакистанском обществе.
Ещё по теме: