В течение одного месяца три крупнейшие компании, занимающиеся видеоиграми, совершили важнейшие приобретения, которые меняют облик индустрии.
Сначала издатель Grand Theft Auto компания Take-Two Interactive купила мобильного гиганта Zynga за $12,7 млрд, что на тот момент было крупнейшим приобретением в истории индустрии. Чуть больше недели спустя компания Microsoft объявила о планах купить Activision Blizzard за $68,7 млрд, что более чем в пять раз превышает размер рекордного приобретения Take-Two. В завершение января конкурент Microsoft компания Sony объявила о приобретении разработчиков Destiny 2, компанию Bungie за $3,6 млрд.
Консолидация отрасли — явление не новое, но скорость, с которой крупные компании скупают другие крупные компании, заключая миллиардные сделки, похоже, нарастает. Приобретения порождают приобретения, поскольку компании конкурируют друг с другом в размерах, эксклюзивности и финансовом потенциале. И на этом тенденция не закончится.
Несмотря на то, что государственным регуляторам придётся тщательно изучить данные сделки, прежде чем они станут официальными, вскоре всё меньше и меньше компаний будут владеть всеми крупнейшими игровыми франшизами.
«Обычно приобретения ведут к ещё большим приобретениям», – сказал аналитик и партнер LightShed Ventures Брэндон Росс в интервью Polygon в январе, после объявления сделки Microsoft.
Похоже, что компании ещё не закончили скупать рынок. В интервью GamesIndustry.biz после сделки с Bungie генеральный директор Sony Interactive Entertainment Джим Райан сказал, что Sony предстоит сделать «ещё много шагов» в направлении приобретений.
«Нам абсолютно точно следует ожидать большего», – сказал Райан. «Мы ни в коем случае не закончили. С PlayStation нам предстоит пройти долгий путь».
(Райан, в свою очередь, сказал, что приобретение Bungie «не имеет ничего общего с консолидацией индустрии»).
Финансовые показатели всех этих ведущих компаний также указывают на необходимость новых приобретений: Microsoft потратила чуть больше половины своих наличных средств по состоянию на сентябрь 2021 года на покупку Activision Blizzard, что означает, что она все еще сохраняет $60 млрд.
Индустрия видеоигр зарабатывает много денег, и компании рассматривают консолидацию, как способ заработать ещё больше. Приобретение компанией Microsoft компании Activision Blizzard является одним из наглядных примеров: Покупка даст Microsoft доступ к набору видеоигр издательства – от франшиз Call of Duty и World of Warcraft до Candy Crush и Crash Bandicoot. Они помогут расширить подписку Xbox Game Pass, «Netflix для игр», и обеспечат Microsoft постоянный доступ к новому и привлекательному контенту.
Несмотря на то, что в ближайшем будущем Microsoft намерена сохранить игры Activision Blizzard на платформе PlayStation от Sony, эксклюзивность может стать новой опцией после истечения срока действия текущих контрактов, что даст людям ещё одну причину потенциально выбрать Xbox вместо PlayStation.
Принятие решений по сделке между Take-Two и Zynga, а также по приобретению Bungie компанией Sony, скорее всего, происходит по схожей схеме: Больше денег – больше контента, а больше контента – больше игроков.
На этой неделе исполнительный заместитель президента и главный финансовый директор Sony Хироки Тотоки заявил, что Sony заинтересована в опыте Bungie в сфере создания игр-сервисов.
«Благодаря тесному сотрудничеству между Bungie и PlayStation Studios, мы намерены выпустить более 10 игр в формате live-service к финансовому году, заканчивающемуся 31 марта 2026 года», – сказал он.
Несомненно, эти слияния окажут влияние на индустрию, хотя степень этих изменений пока не ясна. Есть вопросы о том, как движение в сторону крупных консолидированных компаний может повлиять на культуру разработчиков, где небольшие студии могут потерять свою индивидуальность под корпоративным управлением.
Что всё это означает для независимых студий, которые не располагают маркетинговым бюджетом ведущих компаний? Означает ли тенденция к поглощению, что компании займутся созданием «метавселенных» – непонятным термином, будущее и реальная ценность которого остаются туманными? Что произойдет, если индустрия будет монополизирована всего несколькими крупными издательствами? Что если эти издатели также владеют крупнейшими игровыми платформами?
Независимо от ответов на эти вопросы, отрасль уже несколько лет движется в направлении дальнейшей консолидации. В ежегодном инвестиционном обзоре, подготовленном компанией DDM, занимающейся исследованием рынка, подробно описаны 220 сделок по слиянию и поглощению в 2020 году, что на 33% больше, чем в предыдущем.
Это крупные приобретения, такие как:
- Покупка Microsoft компаний ZeniMax Media и Bethesda Softworks в рамках сделки стоимостью $8,1 млрд – ещё одна масштабная сделка за эксклюзивность игр для Xbox Game Pass.
- Покупка Microsoft издателя Minecraft студии Mojang (за $2,5 млрд) произошедшей в 2014 году.
- Electronic Arts и покупка Codemasters в 2020 году за $1,2 млрд.
- Позже, EA потратила ещё больше ($2,1 млрд) на покупку компании Glu Mobile, занимающейся мобильными играми, в 2021 году.
- Даже стриминговый сервис Netflix расширяется в этой области, приобретя разработчика Oxenfree студию Night School в 2021 году.
И хоть Sony, китайская игровая компания Tencent и Microsoft (если сделка по покупке Activision Blizzard состоится) являются тремя крупнейшими компаниями в индустрии по доходам, они явно не единственные, кто пытается укрепить свой размер и рост. Японская корпорация купила Housemarque в 2021 году, свою 13-ю внутреннюю студию, а Tencent чувствует себя так, будто у него есть доля во всём, от Riot Games и Epic Games до разработчика Back 4 Blood – Turtle Rock Studios и разработчика Don't Starve - Klei Entertainment.
К тому же шведский холдинг Embracer Group поглощает студии и издательства и сейчас владеет 76 из них под управлением восьми различных групп, включая Saber Interactive, Gearbox Software и Perfect World Entertainment.
По мере увеличения числа подобных слияний и поглощений государственные органы, такие как Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции, будут проверять сделки, чтобы предотвратить монополизацию. До завершения крупнейших из этих сделок ещё несколько месяцев, а то и год.
В сфере развлечений крупные соглашения были более безопасными для компаний, о чём свидетельствуют приобретение Discovery компаний WarnerMedia и 21st Century Fox.
Но крупные технологические компании сталкиваются с более пристальным вниманием, поскольку регулирующие органы корректируют антимонопольное законодательство в отношении таких компаний, как Meta (материнская компания Facebook) и Google. Председатель ФТК Лина Хан возглавляет работу по регулированию слияний и консолидации рынка цифровых технологий.
Компании, занимающиеся видеоиграми, стирают грань между развлечениями и технологиями, но их нацеленность на создание будущего в «метавселенной» подтолкнуть эти сделки ближе к технологической области.
Ещё по теме: