В одном из оживлённых ресторанов в столице Кении дети смеются, а молодёжь достаёт смартфоны, чтобы заснять роботов, которые ловко передвигаются между столами с подносами, на которых расставлены только что приготовленные блюда. Эти машины доставляют еду гостям в самом сердце Найроби.

Найроби уже успел заявить о себе как о технологическом центре Восточной Африки. Здесь активно работают многочисленные стартапы и развиваются инновации, благодаря чему город получил прозвище «Кремниевая саванна».

Этот ресторан называется Robot Cafe, и считается первым заведением такого рода не только в Найроби, но и во всей Восточной Африке. Три робота плавно перемещаются между посетителями, выполняя свою работу вместе с живыми официантами, вызывая неподдельное восхищение у клиентов.

Эти запрограммированные роботы были приобретены скорее ради развлечения. Владелец кафе, Мохаммед Аббас, признаётся, что познакомился с подобным сервисом во время своих путешествий по Азии и Европе, и решил вложить деньги в подобную технологию.

«Это было очень дорого — импортировать этих роботов», — говорит Аббас, но добавляет, что инвестиции окупились, ведь ресторан «часто бывает переполнен любопытными посетителями», которые приходят, чтобы испытать на себе роботизированный сервис.

Один из таких клиентов, Паксон Чеге, взял тарелку картофеля фри с подноса робота, пока его друг снимал этот момент на видео.

«Я могу сказать, что это что-то уникальное, потому что в нашей стране, Кении, я никогда не видел такого ресторана. Думаю, это отличная идея от владельца этого заведения», — делится своими впечатлениями Чеге.

Три робота, которым дали имена Клэр, R24 и Надя, не способны вести полноценные беседы с посетителями, но они могут сказать: «Ваш заказ готов, добро пожаловать». После этого человек должен нажать на кнопку, чтобы освободить поднос и забрать еду.

Управление роботами осуществляется через специальное приложение на iPad, с помощью которого официанты отдают команды. Однако роль живых людей всё ещё остаётся значимой: они принимают заказы у клиентов, которые не пользуются онлайн-системой, накладывают еду на подносы роботов и лично разносят напитки.

Эта технология может изменить глобальный рынок труда, особенно в Африке, где средний возраст населения составляет всего 19 лет. Однако менеджер кафе подчёркивает, что роботы не заменяют живых официантов, так как не могут выполнить все задачи.

«В определённые моменты роботы не способны выполнить весь спектр услуг, которые должны быть предоставлены в ресторане без участия человека», — объясняет менеджер заведения Джон Кариуки. «Роботы слишком дороги для нас, и если ваша цель — сэкономить, то путь автоматизации не принесёт ожидаемой выгоды».

Эксперт по индустрии гостеприимства Эдит Оджванг считает, что в сфере обслуживания есть место как для роботов, так и для людей.

«Индустрия гостеприимства очень разнообразна. У нас есть клиенты, которые предпочитают роботизированное обслуживание и полную автоматизацию, а есть те, кто ценит человеческий подход, тепло и заботу, что могут предоставить только люди. Таким образом, роботизация не представляет серьёзной угрозы для человеческого труда, учитывая разнообразие запросов клиентов», — заключает она.

Ещё по теме: