Будет ли робот когда-нибудь шить ваши голубые джинсы?

В настоящее время ведется незаметная работа по выяснению этого вопроса, в которой участвуют компании, производящие одежду и технологии, включая немецкую Siemens  и Levi Strauss & Co.

«Одежда – это последняя отрасль с триллионным оборотом, которая ещё не автоматизирована», – говорит глава проекта в лаборатории Siemens в Сан-Франциско, которая работает над автоматизацией производства одежды с 2018 года.

Идея использования роботов для возвращения производства из-за рубежа набрала силу во время пандемии, так как перебои в цепочках поставок высветили риски, связанные с зависимостью от удалённых фабрик.

Нахождение способа сократить ручной труд в Китае и Бангладеше позволило бы вернуть большее количество швейных производств на западные потребительские рынки, включая Соединенные Штаты. Но это деликатная тема.

Многие производители одежды не решаются говорить о стремлении к автоматизации, поскольку это вызывает опасения, что пострадают рабочие в развивающихся странах. Джонатан Зорноу, который разработал метод автоматизации некоторых частей джинсовых фабрик, сказал, что он столкнулся с критикой в Интернете – и даже одной угрозой расправы.

Представитель Levi's сообщил, что может подтвердить участие компании в ранних стадиях проекта, но отказался от дальнейших комментариев.

Проблемы с тканями

Шитье представляет собой особую проблему для автоматизации.

В отличие от автомобильного бампера или пластиковой бутылки, которые сохраняют свою форму, когда робот с ними взаимодействует, ткань достаточно неровная и имеет бесконечное множество видов толщины и текстур. Роботам просто не хватает ловкости человеческих рук. Конечно, они постепенно совершенствуются, но, по мнению пяти исследователей, опрошенных агентством Reuters, потребуются годы, чтобы полностью развить их способность работать с тканью.

Но что, если бы можно было делать так, чтобы хотя бы частично сократить разницу в стоимости между Соединенными Штатами и дешёвыми зарубежными дня них фабриками? Именно на это направлены проводимые сейчас исследования.

Работа в Siemens развивалась из попыток создать программное обеспечение для управления роботами, которые могли бы обрабатывать все типы гибких материалов, таких как тонкие проволочные кабели, но вскоре в компании поняли, что одной из самых перспективных целей является одежда. Её мировой рынок оценивается в $1,52 трлн, согласно независимой платформе данных Statista.

Siemens начал сотрудничать с Институтом передовой робототехники для производства в Питтсбурге, созданным в 2017 году и финансируемым Министерством обороны, чтобы помочь производителям найти способы использования новой технологии. Компания нашла в Сан-Франциско стартап с многообещающим подходом к решению проблемы мягкой ткани. Вместо того чтобы учить роботов обращаться с ней, стартап Sewbo придаёт ткани жёсткость с помощью химических веществ, чтобы во время производства можно было обращаться с ней, как с тем же бампером автомобиля. После завершения производства готовая одежда стирается, чтобы удалить всю химию с одежды.

Задействование роботов

В конечном счёте, в этих исследованиях приняли участие несколько компаний, производящих одежду, включая Levi's и Bluewater Defense, небольшой американский производитель военной формы. Они получили гранты в размере $1,5 млн от Питтсбургского института робототехники на эксперименты с этой технологией.

Существуют и другие попытки автоматизировать швейные фабрики. Компания Software Automation, стартап из Джорджии, разработала машину, которая может, например, шить футболки, протягивая материал через специально оборудованный стол.

Эрик Спэки, генеральный директор компании Bluewater Defense, производителя униформы, участвовал в исследовательской работе с Siemens, но скептически относится к подходу Sewbo.

«Помещение (жёсткого) материала в одежду — это просто дополнительный процесс, что увеличивает затраты», — говорит Спэки, хотя отмечает, что это может иметь смысл для производителей, которые уже стирают одежду в рамках своей обычной работы, например, для производителей джинсов.

Первый шаг – внедрение роботов на швейные фабрики.

Санджив Бахл, который два года назад открыл небольшую джинсовую фабрику в центре Лос-Анджелеса под названием Saitex, изучил машины Sewbo и готовится установить свою первую экспериментальную модель.

Проводя экскурсию по своей фабрике в сентябре, он указал на рабочих, сгорбившихся над старыми машинами, и сказал, что многие из этих обязанностей уже созрели для внедрения нового оборудования.


Robots set their sights on a new job: sewing blue jeans
Will a robot ever make your blue jeans?

Ещё по теме: