В недалеком будущем наряду с людьми на автомобильных заводах могут появиться новые необычные «коллеги» – человекоподобные роботы. Именно с этим готовится экспериментировать Mercedes-Benz благодаря сотрудничеству с робототехнической компанией Apptronik. Цель проста: использовать роботов для помощи сотрудникам. Эта разработка поднимает вопросы о взаимоотношениях между человеком и машиной в рабочих процессах будущего.

Apollo, робот-разнорабочий, на выручке у Mercedes

Представьте себе неутомимого, точного и всегда готового к работе коллегу. Он никогда не жалуется, не просит сверхурочных и не ходит на кофе-брейки. Возможно, вы только что нашли его: его зовут Apollo, он ростом 170 сантиметров, весит 72 килограмма и имеет 4-часовую автономность.

Теперь, благодаря соглашению с Mercedes-Benz, Apollo готовится выходить на конвейер немецкого гиганта. В его задачи будет входить оказание помощи в приносе запчастей и сборочные комплекты рабочим, освобождая их от самых обременительных и повторяющихся задач. Или же «освободить фабрику» от самих рабочих?

Это не увольнение

В Германии осторожно, объясняют: никакого алармизма. Идея не в том, чтобы заменить работников из плоти и крови армиями машин.

«Цель – восполнить нехватку рабочей силы для выполнения низкоквалифицированных, физически тяжёлых и повторяющихся задач и освободить наших квалифицированных работников для более полезных дел», – говорит Йорг Бурцер, топ-менеджер Mercedes.

Но можно ли доверять этому представителю компании? Никаких «роботизированных увольнений» на горизонте не предвидится, но это будет «модернизация» человеческого труда. Конечно, такая перспектива, по крайней мере на бумаге, выглядит привлекательно: меньше физического труда, больше возможностей для творчества и экспертизы. Но действительно ли всё так просто? Или есть риск, что в долгосрочной перспективе роботы будут «красть» у людей всё больше и больше задач?

Не только Mercedes

На эти вопросы, как мы понимаем, в настоящее время нет однозначного ответа. И Mercedes не единственный, кто исследует этот путь: BMW также заключила подобное соглашение с калифорнийской компанией Figure, чтобы внедрить человекоподобных роботов на свои заводы.

Хотим мы того или нет, но роботы готовятся к вторжению на заводы (и не только). Начиная с... фабрик по производству человекоподобных роботов, которые некоторые уже начали создавать. Революция, которая может радикально изменить представление о работе и отношениях между человеком и машиной. С возможностями, которыми можно воспользоваться, но и с рисками, что не стоит недооценивать.

Сотрудничество

Суть, пожалуй, именно в этом: научиться сотрудничать с новыми «коллегами», не будучи при этом выдавленным или сокращённым. Хрупкий баланс, который потребует не только технологических инноваций, но и, прежде всего, культурного и организационного переосмысления работы.

Более того: всего социального контракта. Потребуются новые навыки, новые модели обучения, новые формы защиты работников. Но также и новое осознание незаменимой ценности человеческого интеллекта и творчества, которые никогда не сможет полностью повторить ни один алгоритм. Наверно.


Ещё по теме: