Российское правительство запланировало до конца 2025 года организовать возможность оплаты с использованием биометрических данных («по лицу») в метрополитенах шести крупных городов страны.
Эксперты рынка убеждены, что такие сроки реализации проектов являются весьма оптимистичными. Они отмечают, что общие затраты на оснащение станций необходимым оборудованием оцениваются в 260 млн рублей. Специалисты также выражают мнение, что существуют высокие риски того, что региональные метрополитены понесут серьёзные дополнительные расходы и столкнутся с техническими сложностями. Это связано, в том числе, с необходимостью внедрения современных решений в области кибербезопасности.
Журналисты издания «Коммерсант» изучили шесть утверждённых в конце 2023 года «дорожных карт», касающихся запуска систем оплаты проезда в региональных метрополитенах с использованием биометрической информации. В документах указывается, что метрополитены Самары, Казани, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода должны запустить соответствующие сервисы в 2024 году, а метрополитены Новосибирска и Санкт-Петербурга — в 2025 году.
Уточняется, что разработка «дорожных карт» велась по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко. В аппарате чиновника отметили, что продолжается работа над «экосистемой биометрических сервисов», и что в метрополитенах России планируется внедрение не только систем оплаты «по лицу», но и обеспечение возможности привязки социальных карт и проездных к биометрической информации граждан.
Ответственные за внедрение этих систем ведомства на данный момент отказываются от каких-либо комментариев относительно вероятных затрат на реализацию проектов. Отмечается, что бюджет всего проекта для каждого отдельного города будет определяться согласно «дорожной карте» после утверждения всех документов. Об этом сообщили в Министерстве цифрового развития РФ.
Михаил Козлов, генеральный директор и владелец компании OVISION, которая разрабатывает системы распознавания лиц, заявил, что средняя стоимость монтажа видеокамер и всего необходимого оборудования для систем распознавания лиц в метро на каждой отдельной станции составит от 400 тыс. до 800 тыс. рублей. При этом, по его словам, потребуется также установка дополнительной инфраструктуры, например, серверных помещений, что приведёт к дополнительным расходам примерно в 2 млн рублей.
Журналисты издания «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники, отмечают, что ежемесячные затраты на обеспечение функционирования сервиса оплаты «по лицу» на каждой станции метро составят ещё около 800 тыс. рублей.
![](https://applespbevent.ru/content/images/2024/01/Litso1.jpg)
Таким образом, по оценкам аналитиков, затраты на монтаж необходимого оборудования и систем считывания биометрической информации в Санкт-Петербурге, где насчитывается 72 станции метрополитена, составят около 144 млн рублей. В Нижнем Новгороде, с 15 станциями, затраты оцениваются в 30 млн рублей, в Екатеринбурге с 18 станциями — 36 млн рублей, в Новосибирске с 26 станциями — 52 млн рублей, в Казани с 22 станциями — 44 млн рублей, а в Самаре с 20 станциями — 40 млн рублей.
Общий размер затрат на монтаж оборудования и двух терминалов в указанных выше городах оценивается примерно в 260 млн рублей, а ежемесячные расходы будут на уровне 104 млн рублей.
Дмитрий Марков, генеральный директор компании VisionLabs, рассказал журналистам, что оплата в метрополитене с помощью лица – это крупномасштабный проект, требующий серьёзных инвестиций. Он подчеркнул, что проект сопровождается значительными технологическими рисками, поскольку на многих станциях метро, особенно в регионах, отсутствует необходимая инфраструктура. Поэтому потребуется установка дополнительного освещения, проведение интернета с необходимой скоростью. Также существует вероятность возникновения проблем с интеграцией билетной и биометрической систем, что может увеличить сроки запуска всех систем в конкретном городе.
Ирина Остроухова, директор по работе с партнёрами компании «РекФэйсис», специализирующейся на разработке программного обеспечения на базе технологии распознавания лиц, объяснила журналистам, что установка необходимого оборудования для систем распознавания лиц в метро – это не основная статья затрат при реализации подобных проектов. Эксперт подчеркнула, что хотя установка оборудования для каждой станции метро может обойтись в несколько миллионов рублей, процесс развёртывания региональных сегментов Единой биометрической системы обойдётся значительно дороже. Затраты на эту часть проекта будут складываться из стоимости реестровых сервисов, необходимых для обеспечения безопасности данных, а также из затрат на продукты информационной безопасности и программное обеспечение.
При этом специалист отметила, что реализация таких проектов в российских регионах вполне возможна. Однако установленные сроки в 2024 и 2025 годах, по её мнению, являются слишком оптимистичными.
Ещё по теме:
- Тим Кук заработал 63,2 миллиона долларов в 2023 году
- Apple уточнила, сколько предметов можно отследить с помощью приложения «Локатор»
- Ayaneo представила Next Lite – конкурента Steam Deck за 299 долларов с неофициальной SteamOS