Российское правительство запланировало до конца 2025 года организовать возможность оплаты с использованием биометрических данных («по лицу») в метрополитенах шести крупных городов страны.

Эксперты рынка убеждены, что такие сроки реализации проектов являются весьма оптимистичными. Они отмечают, что общие затраты на оснащение станций необходимым оборудованием оцениваются в 260 млн рублей. Специалисты также выражают мнение, что существуют высокие риски того, что региональные метрополитены понесут серьёзные дополнительные расходы и столкнутся с техническими сложностями. Это связано, в том числе, с необходимостью внедрения современных решений в области кибербезопасности.

Журналисты издания «Коммерсант» изучили шесть утверждённых в конце 2023 года «дорожных карт», касающихся запуска систем оплаты проезда в региональных метрополитенах с использованием биометрической информации. В документах указывается, что метрополитены Самары, Казани, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода должны запустить соответствующие сервисы в 2024 году, а метрополитены Новосибирска и Санкт-Петербурга — в 2025 году.

Уточняется, что разработка «дорожных карт» велась по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко. В аппарате чиновника отметили, что продолжается работа над «экосистемой биометрических сервисов», и что в метрополитенах России планируется внедрение не только систем оплаты «по лицу», но и обеспечение возможности привязки социальных карт и проездных к биометрической информации граждан.

Ответственные за внедрение этих систем ведомства на данный момент отказываются от каких-либо комментариев относительно вероятных затрат на реализацию проектов. Отмечается, что бюджет всего проекта для каждого отдельного города будет определяться согласно «дорожной карте» после утверждения всех документов. Об этом сообщили в Министерстве цифрового развития РФ.

Михаил Козлов, генеральный директор и владелец компании OVISION, которая разрабатывает системы распознавания лиц, заявил, что средняя стоимость монтажа видеокамер и всего необходимого оборудования для систем распознавания лиц в метро на каждой отдельной станции составит от 400 тыс. до 800 тыс. рублей. При этом, по его словам, потребуется также установка дополнительной инфраструктуры, например, серверных помещений, что приведёт к дополнительным расходам примерно в 2 млн рублей.

Журналисты издания «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники, отмечают, что ежемесячные затраты на обеспечение функционирования сервиса оплаты «по лицу» на каждой станции метро составят ещё около 800 тыс. рублей.

Таким образом, по оценкам аналитиков, затраты на монтаж необходимого оборудования и систем считывания биометрической информации в Санкт-Петербурге, где насчитывается 72 станции метрополитена, составят около 144 млн рублей. В Нижнем Новгороде, с 15 станциями, затраты оцениваются в 30 млн рублей, в Екатеринбурге с 18 станциями — 36 млн рублей, в Новосибирске с 26 станциями — 52 млн рублей, в Казани с 22 станциями — 44 млн рублей, а в Самаре с 20 станциями — 40 млн рублей.

Общий размер затрат на монтаж оборудования и двух терминалов в указанных выше городах оценивается примерно в 260 млн рублей, а ежемесячные расходы будут на уровне 104 млн рублей.

Дмитрий Марков, генеральный директор компании VisionLabs, рассказал журналистам, что оплата в метрополитене с помощью лица – это крупномасштабный проект, требующий серьёзных инвестиций. Он подчеркнул, что проект сопровождается значительными технологическими рисками, поскольку на многих станциях метро, особенно в регионах, отсутствует необходимая инфраструктура. Поэтому потребуется установка дополнительного освещения, проведение интернета с необходимой скоростью. Также существует вероятность возникновения проблем с интеграцией билетной и биометрической систем, что может увеличить сроки запуска всех систем в конкретном городе.

Ирина Остроухова, директор по работе с партнёрами компании «РекФэйсис», специализирующейся на разработке программного обеспечения на базе технологии распознавания лиц, объяснила журналистам, что установка необходимого оборудования для систем распознавания лиц в метро – это не основная статья затрат при реализации подобных проектов. Эксперт подчеркнула, что хотя установка оборудования для каждой станции метро может обойтись в несколько миллионов рублей, процесс развёртывания региональных сегментов Единой биометрической системы обойдётся значительно дороже. Затраты на эту часть проекта будут складываться из стоимости реестровых сервисов, необходимых для обеспечения безопасности данных, а также из затрат на продукты информационной безопасности и программное обеспечение.

При этом специалист отметила, что реализация таких проектов в российских регионах вполне возможна. Однако установленные сроки в 2024 и 2025 годах, по её мнению, являются слишком оптимистичными.

Ещё по теме: