Рынок видеоигр в России получит жёсткое регулирование

«Коммерсант» выяснил новые подробности

3 мин.
Рынок видеоигр в России получит жёсткое регулирование
Photo by ostudio / Unsplash

Журналисты издания «Коммерсант» узнали о подробностях планов Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), связанных с контролем за рынком видеоигр в России. Эти планы уже начали обсуждать в начале декабря 2023 года высокопоставленные чиновники и участники отечественного рынка компьютерных игр.

По информации журналистов, предложения, прежде всего, касаются контроля над денежными потоками в этом сегменте рынка. В ЕРАИ заинтересованы в том, чтобы разработчики игр подключались к информационным системам ведомства, передавая все данные о продажах своих продуктов. Обсуждается идея и о том, чтобы все транзакции пользователей проходили через информационную систему ЕРАИ.

Эксперты, ознакомившиеся с документом «Концепция правового регулирования отрасли видеоигр», отмечают, что он был подготовлен представителями ЕРАИ и исполнительным комитетом Федерации бокса, главой которого является Умар Кремлёв. Документ рассматривался во время совещания в координационном центре при правительстве РФ 7 декабря этого года, на заседании участвовали представители правительства и российского бизнеса в сфере компьютерных игр.

Инициативу о разработке соответствующего регулирования для рынка видеоигр в России впервые высказал Умар Кремлёв 19 октября этого года на заседании совета по развитию спорта при президенте России Владимире Путине. Эта идея получила поддержку.

В концепции излагаются принципы, основанные на «интересах сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Авторы документа подчёркивают необходимость введения законодательных определений таких понятий, как «видеоигра», «организатор видеоигр», «оператор площадки торговли объектами видеоигр», «участники видеоигр». Кроме того, в рамках документа предлагается определить Российскую Федерацию в качестве «места осуществления деятельности по организации и проведению видеоигр».

В рамках реализации инициатив и регламентов, предложенных Единым регулятором азартных игр (ЕРАИ), планируется, что все денежные средства от продажи компьютерных игр будут поступать не на торговые площадки, например, PlayStation Store или Steam, а в Единый центр учёта перевода ставок. С каждой транзакции этот центр будет забирать целевые отчисления, которые впоследствии переведут на фонд поддержки отечественных разработчиков игр. Оставшиеся средства будут направляться на счета владельцев соответствующих торговых площадок.

Для контроля отчислений субъекты видеоигр должны будут присоединиться к информационной системе ЕРАИ и отправлять ведомству информацию о каждой операции пользователя по покупке видеоигр. Реализация видеоигр в обход этой информационной системы, скорее всего, будет запрещена. Кроме того, для контроля содержания продаваемых в России видеоигр планируется сформировать соответствующий реестр продавцов видеоигр и игровых продуктов.

Журналисты издания «Коммерсант» подчёркивают, что идея создания реестра запрещённых и разрешённых видеоигр не нова. Например, в январе 2023 года аппарат правительства предлагал Генеральной прокуратуре РФ и профильным ведомствам рассмотреть инициативу о создании каталога одобренных онлайн-игр, а проверку видеоигр предполагалось возложить на Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ). Но до сих пор эта инициатива не получила какого-либо развития.

Указанная выше Концепция является второй инициативой ЕРАИ, в рамках которой предполагается контролировать денежные потоки в игровой и смежных индустриях в России. В ноябре 2023 года представители ЕРАИ и депутаты Государственной думы РФ начали обсуждение проекта закона, который предусматривал, что при проведении любых киберспортивных турниров с использованием иностранных видеоигр лицензионные отчисления за использование контента будут собирать аффилированные с ЕРАИ государственные структуры. И некоторая часть собранных средств будет направляться на поддержку отечественных разработчиков компьютерных игр.

В Министерстве цифрового развития РФ отмечают, что пока рано давать оценки упомянутому выше документу, поскольку представленная Концепция служит лишь «отправной точкой для формирования регулирования в сфере видеоигр».

Журналисты издания «Коммерсант» сообщают, что многие компании-разработчики и издатели российских компьютерных игр, включая компанию VK, отказались комментировать эту новость. Аналогичную позицию заняли представители Министерства экономического развития, Единого регулятора азартных игр и аппарата Умара Кремлёва.

Источник из одного из крупнейших отечественных разработчиков видеоигр, с которым общались журналисты «Коммерсанта», выразил опасения по поводу рисков, связанных с новой Концепцией. Он указывает на потенциальные барьеры для входа на российский рынок поставщиков игр из дружественных стран и отмечает, что мало кто захочет самостоятельно подключаться к непонятной системе, которая на данный момент может быть небезопасной.

Ещё один источник, знакомый с Концепцией, говорит, что она вызывает беспокойство не только у участников рынка, но и у государственных органов. Некоторые профильные министерства, включая Роскомнадзор, Минфин и Минэкономразвития, обеспокоены попытками ЕРАИ сконцентрировать все полномочия в своих руках и осуществлять не только мониторинг, но и полное администрирование денежных потоков.

Один из собеседников «Коммерсанта» также заявил, что в настоящее время обсуждается альтернативное, «более мягкое и безопасное регулирование» вместо предложенного ЕРАИ. Эксперт уверен, что принятие жёсткого регулирования приведёт к тому, что пользователи будут приобретать игры через обходные пути, что негативно скажется на положении отечественных дистрибьюторов и разработчиков видеоигр, вынуждая их перемещаться в другие юрисдикции.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube