Компания SpaceX провела третий испытательный полёт космического корабля Starship, самой большой и мощной ракеты из когда-либо созданных, предназначенной для доставки астронавтов на Луну и, в перспективе, на Марс.
120-метровая система, которая весит около 5000 тонн при полной заправке, взлетела с космодрома компании SpaceX с берега Мексиканского залива в Бока-Чика, штат Техас. Через несколько минут она вышла в открытый космос.
К сожалению, во время спуска после успешных испытаний связь с кораблём была потеряна и он разбился.
Во время полёта Starship успешно провёл испытания по перекачке криогенного топлива. В процессе снижения корабль даже показал плазменные потоки, окружающие его. Однако, на высоте 65 километров произошла потеря связи с аппаратом, и вскоре было подтверждено, что он потерян. Впрочем, не в первый раз.
Несмотря на проблемы с возвращением второй ступени, последний полёт Starship является значительным достижением для SpaceX. Большинство задач были выполнены успешно, и собранная информация даст возможность специалистам устранить выявленные проблемы перед следующим тестовым испытанием.
Две предыдущие попытки закончились взрывами как 33-двигательного разгонного блока космического корабля, получившего название Super Heavy, так и крылатого корабля, рассчитанного на перевозку до 100 астронавтов. Сложенные вместе, они на 10 метров выше, чем ракета Saturn V, которая отправила людей на Луну в 1969 году.
SpaceX гораздо более терпима к рискам, чем NASA, и использует стратегию лётных испытаний, направленную на то, чтобы часто доводить прототипы космических кораблей до предела и даже дальше. Первая попытка запуска Starship длилась четыре минуты, вторая – восемь, и последняя достигла космоса. Компания утверждает, что частые лётные испытания позволят получить ценные данные, которые помогут ей спроектировать и разработать более надёжную ракету.
«Каждый из этих полётных тестов остается именно тестом», – было сказано в заявлении SpaceX перед третьей попыткой запуска, в явной манере оправдать ожидания на случай взрыва системы. «Они проводятся не в лаборатории или на испытательном стенде, а с использованием лётного оборудования в полётных условиях для максимального углубления знаний».
Цель третьего запуска заключалась в том, чтобы впервые в истории SpaceX зажечь фирменный двигатель Raptor, находясь в космосе и осуществить контролируемый вход Starship в Индийский океан. Как верхний, так и нижний сегменты Starship предназначены для безопасного возвращения на Землю для мягкой посадки, чтобы их можно было использовать повторно, что будет значительно дешевле, чем создание абсолютно новых частей для каждой миссии.
Илон Маск, основатель компании SpaceX, надеется, что Starship станет первым шагом в путешествии человека в космос, как никогда до этого. По его словам, он разработал Starship, который ранее назывался BFR (с намёком, что это означает «большая грёбаная ракета»; big fucking rocket), чтобы люди в конечном итоге стали «многопланетным видом». Для этого Маск намерен начать колонизацию Марса, чтобы человечество смогло пережить разрушение Земли, например, в результате захвата её разумными ИИ или от удара астероида.
NASA заключило контракт со SpaceX на высадку астронавтов, включая первую женщину, на Луну уже в 2026 году, хотя эта дата, скорее всего, будет перенесена на более поздний срок. Несколько других систем Starship уже находятся в производстве для будущих испытаний.
Ранее Маск говорил, что общая стоимость разработки Starship может составить от $2 млрд до $10 млрд. Каждый запуск, по оценкам, обойдётся в десятки миллионов долларов.
Компания зарабатывает деньги, эксплуатируя небольшие ракеты для запуска спутников, а также отправляя астронавтов на Международную космическую станцию. Компания объявила о своих долгосрочных планах использовать космический корабль в качестве шаттла для коммерческих путешествий по Земле, обещая, что поездки из Лондона в Токио будут осуществляться менее чем за час.
Ещё по теме:
- Передача фотографий онлайн: как это было возможно в 1930-е годы?
- Китай доверил искусственному интеллекту обслуживание крупнейшей сети высокоскоростных железных дорог
- Британские хирурги использовали гарнитуру Apple Vision Pro для проведения операции