С момента своего появления в начале 2000-х формат подкастов оставался практически неизменным: короткие аудиопрограммы, записанные живыми людьми, чтобы развлечь слушателей или ввести их в курс новостей. Главной ценностью здесь всегда была связь «человек — человек». Однако с приходом технологий искусственного интеллекта ИТ-гиганты, похоже, полны решимости вытравить эту суть из индустрии.
На этой неделе газета The Washington Post (WaPo) объявила о запуске сервиса на базе ИИ, который позволяет слушателям самостоятельно выбирать формат шоу и даже назначать «бестелесного» цифрового ведущего. Функция «Ваш личный подкаст» (Your Personal Podcast) уже доступна в мобильном приложении издания. Однако остаётся вопрос: захочет ли аудитория добровольно потреблять потоки «цифрового суррогата», потенциально содержащего дезинформацию.
Реакция профильного сообщества оказалась мгновенной. После того как редактор медиа-индустрии издания Semafor Макс Тани осветил анонс в соцсети Bluesky, пользователи единодушно раскритиковали идею:
«Хватит пихать мне в глотку этот ИИ. Я не хочу видеть его нигде и никогда», — написал один из комментаторов.
Другой сравнил нововведение с ситуацией, когда «детям дают спички», а третий предрек проекту «абсолютную катастрофу».
Опасения критиков вполне обоснованы, учитывая «послужной список» технологии. Большие языковые модели (LLM) имеют задокументированную склонность выдумывать факты (так называемые галлюцинации) и усиливать предвзятость, заложенную в обучающих данных. Эта проблема становится ещё острее в контексте интересов владельца The Washington Post — основателя Amazon Джеффа Безоса. Под его руководством газета сделала значительный крен в сторону трансформации в технологическую компанию, отойдя от своего наследия как надёжного источника новостей.
Ранее в этом году издание также объявило о масштабных переменах в разделе мнений, сместив фокус на «личные свободы и свободные рынки», что вызвало тревогу по поводу утраты независимости и журналистского нейтралитета. Безос поддерживает тёплые отношения с Дональдом Трампом, что заставляет некоторых наблюдателей предупреждать: газета рискует превратиться в консервативное издание, обслуживающее финансовые интересы миллиардера.
В 2025 году WaPo продолжает делать ставку на ИИ, несмотря на уже случавшиеся в медиасреде провалы, которые приводили к хаосу и публикации статей с огромным количеством ошибок. Представитель газеты сообщил, что в будущем пользователи смогут даже «общаться» со своими ИИ-ведущими, уточняя детали новостей.
«Идея подкаста, с которым можно поговорить или подискутировать? В этом и есть настоящая сила», — заявил Гленн Рубенштейн, генеральный директор агентства подкаст-рекламы Adopter Media.
Он добавил, что компания планирует сначала охватить широкую аудиторию, прежде чем переходить к агрессивной монетизации.
Однако пользователи настроены крайне скептически, что отражает общее разочарование в искусственном интеллекте.
«WaPo пытается обойти проблему онлайн-дезинформации, просто убрав посредников и начав производить её самостоятельно, — иронизирует пользовтель в Bluesky. — Вы не сможете контролировать качество [контента] при таком масштабе». Он добавил: «Даже модели, обученные исключительно на внутренних данных, не застрахованы от галлюцинаций.».
Ещё по теме:
- Прокуроры против чат-ботов: зачем властям США новые правила для ИИ
- Apple может оснастить бюджетный iPad 12 флагманским чипом A19
- Тим Кук в Вашингтоне: Apple пытается смягчить закон о проверке возраста в App Store