Шведские исследователи обнаружили неожиданный способ борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) — популярную игру «Тетрис». Под руководством профессора Эмили Холмс было проведено исследование, которое показало, что всего одна 20-минутная сессия игры может значительно снизить симптомы ПТСР на период до шести месяцев.

Проблема ПТСР

ПТСР — это серьёзное психическое расстройство, возникающее после переживания травмирующих событий. Люди, страдающие от него, испытывают навязчивые воспоминания, кошмары, постоянную тревогу и избегают всего, что напоминает о травме. Это состояние существенно влияет на различные аспекты жизни: работу, отношения с близкими и повседневные активности. Поэтому поиск эффективных методов лечения ПТСР является одной из приоритетных задач в области психиатрии.

Ход исследования

В эксперименте участвовали 164 шведских медицинских работника, которые столкнулись с травмирующими событиями во время пандемии COVID-19. В начале исследования участники сообщали в среднем о 15 болезненных флэшбэках в неделю.

Методика была довольно простой: испытуемых просили кратко сфокусироваться на визуальной стороне своего травматического воспоминания. Затем половина участников играла в «Тетрис в течение 20 минут, а другая половина слушала подкаст на философские темы.

Результаты эксперимента

Результаты оказались впечатляющими. Спустя пять недель у группы, игравшей в «Тетрис», количество навязчивых воспоминаний сократилось в среднем на 85,9%. У половины этих участников травматические флэшбэки исчезли полностью. В среднем они испытывали около одного навязчивого воспоминания в неделю, в то время как в контрольной группе этот показатель составлял пять.

Эффект сохранялся и через шесть месяцев после завершения эксперимента. Участники из игровой группы продолжали испытывать вдвое меньше симптомов по сравнению с теми, кто слушал подкаст. Кроме того, они лучше справлялись с работой и ежедневными задачами. У тех, кто не играл в «Тетрис», наблюдались более высокие уровни эмоционального выгорания, а также проблемы с концентрацией и памятью.

Возможные объяснения

Хотя исследование не ставило целью точно определить механизм воздействия игры на уменьшение флэшбэков, учёные выдвинули гипотезу о важности процесса «мысленного вращения». Во время игры участники постоянно представляют, как повернуть падающие фигуры для оптимального размещения. Этот процесс активно задействует мозговые области, отвечающие за пространственное мышление и обработку визуальной информации. Предполагается, что такая интенсивная когнитивная нагрузка конкурирует с теми же ресурсами мозга, которые используются при формировании и воспроизведении травматических воспоминаний.

Заключение

Данное исследование открывает новые перспективы в лечении ПТСР с помощью простых и доступных методов. Использование «Тетриса» как терапевтического инструмента может стать эффективным дополнением к существующим подходам в психиатрии.


Ещё по теме: