Учёные выявили тревожную динамику в энергопотреблении ИИ

Видео- и текстогенераторы потребляют всё больше ресурсов

1 мин.
Учёные выявили тревожную динамику в энергопотреблении ИИ

Недавнее исследование команды платформы Hugging Face показало, что энергопотребление генераторов, создающих видео по текстовым подсказкам, растёт гораздо быстрее, чем предполагалось ранее. Если увеличить длительность сгенерированного ролика вдвое, расход энергии возрастает в четыре раза. Так, шестисекундное видео требует в четыре раза больше энергии, чем трёхсекундное — то есть производительность систем масштабируется вовсе не линейно.

Эксперты отмечают, что создание одним генератором изображения на 1024×1024 пикселя сопоставимо с работой микроволновки в течение пяти секунд, а короткий видеофрагмент длительностью всего пять секунд требует энергозатрат, равных часу работы этого же прибора. С увеличением продолжительности ролика требования к инфраструктуре возрастают в геометрической прогрессии, приводя к стремительному росту затрат на ресурсы — как аппаратных, так и экологических.

Учёные предлагают уменьшить нагрузку с помощью оптимизации вычислений: использовать кэширование, повторное применение результатов предыдущих генераций и выборку особо «эффективных» примеров для обучения моделей. Однако значение этих методов пока неясно на фоне общего бурного роста индустрии — уже сейчас ИИ-платформы потребляют около 20% электроэнергии всех дата-центров мира.

Одновременно крупнейшие технологические корпорации инвестируют миллиарды долларов в расширение мощностей, часто расходясь со своими собственными климатическими целями. Например, по отчёту Google, выбросы углекислого газа из-за развития ИИ выросли за год на 13%, несмотря на прежние обещания нейтрализовать углеродный след к 2030 году.

Пока что воздействие каждого отдельного инструмента, вроде новых видеогенераторов, остаётся малоизученным, однако аналитики уже предупреждают о росте глобальных рисков: ИИ может необратимо изменить баланс энергопотребления и замедлить климатический прогресс.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube



ePN