Репрессии Европейского союза против Android привели к непредвиденным последствиям: росту популярности российского поисковика, обвиняемого блоком в распространении кремлевской пропаганды.

Рост популярности Yandex стал следствием антимонопольного постановления ЕС, в результате которого компания Google, принадлежащая Alphabet, предложила пользователям смартфонов с операционной системой Android возможность выбора конкурирующих сервисов для поиска информации в Интернете.

В 23 европейских странах «Яндекс» появился на «экране выбора», позволяющем пользователям смартфонов на базе Android определить предпочтительную поисковую систему. По данным сайта android.com, недавно он вошел в пятерку лучших в Германии, Италии, Чехии, Дании и других странах.

«Настоящее беспокойство вызывает то, что "Яндексу", поисковой системе с явными связями с Кремлём, «всё ещё разрешено работать на нашем рынке ЕС», – заявила Стефани Йон-Куртен, либеральный член Европейского парламента. Дело не в экране выбора, а в том, что "Яндекс" по-прежнему является одним из вариантов для использования».

В феврале 2022 года, компания оказалась под сильным давлением как в России, так и за рубежом. В июне прошлого года основатель компании Аркадий Волож попал под санкции ЕС.

В сентябрьском обновлении санкционного списка ЕС блок обвинил компанию в том, что она «ответственна за продвижение государственных СМИ и нарративов в результатах поиска, а также за удаление контента, критикующего Кремль».

«Мы категорически отрицаем обвинения в пропаганде», – заявил представитель компании "Яндекс» в ответ на обвинения ЕС. «"Яндекс" не подстраивает алгоритмы под какую-либо политическую сторону».

В прошлом году компания «Яндекс» объявила о своём желании продать российский бизнес в обмен на деньги и лицензии для разработки четырёх международных проектов. Переговоры с несколькими потенциальными российскими покупателями пока не привели к заключению сделки.

Компания «Яндекс» зарегистрирована в Нидерландах и торговалась на бирже Nasdaq, до тех пор пока её акции не были заморожены. Регистрация за рубежом была обычной стратегией для российских компаний, ищущих иностранных инвесторов, до того как конфликт на Украине не привёл к разрыву отношений.

Экран выбора поисковой системы был разработан компанией Google в 2019 году с целью успокоить антиконкурентные опасения ЕС после того, как регулирующие органы блока наложили на компанию штраф в размере 4,34 млрд евро и потребовали прекратить вытеснение конкурентов с рынка мобильного поиска. Экран позволяет пользователям мобильных устройств на платформе Android выбирать из 5 наиболее популярных в их стране сервисов общего поиска. Google обжалует это решение в судах ЕС.

По данным StatCounter, несмотря на рост популярности функции, доля «Яндекса» на рынке мобильных поисковых систем остаётся на уровне 2,8% на всём континенте.


Ещё по теме: