Эту игру я ждал. Разработчики редко балуют нас вампирской тематикой, а уж приличной ролевой игры с вампирами мы не видели аж со времен знаменитого Маскарада, к которому я потом целый год ждал русский перевод от ZOG (Zone of Games), чтобы насладиться этим шедевром, читая литературный и качественный текст, а не чуть подправленный “машиноперевод”.

Сразу поясню, хоть разработчики и заявляют, что это ролевая игра, я бы отнес Вампира скорее к адвенчуре со встроенной боевой механикой. Все-таки полноценного ветвящегося диалога с местными персонажами в игре нет, тут вы скорее являетесь наблюдателем и созерцателем, чем полноценным действующим лицом. Да и сами квесты, хоть они очень атмосферны и хорошо проработаны, скорее призваны создать антураж для мрачного и обреченного Лондона, нежели предоставить игроку возможность взаимодействовать с игровым миром.

Лондон в Vampyr

Думаю, именно поэтому вышло множество противоречивых рецензий на Вампира, поскольку он дает не совсем то, что от него ожидаешь. Он скорее представляет собой довольно глубокую и хорошо написанную книгу с жесткой боевкой в “соулс-стиле”, а не традиционную ролевую игру. Да, это немного непривычный подход к построению повествования, но именно для адвенчуры такое вполне себе в рамках жанра и не является чем-то прямо из ряда вон.

Если постараться принять ту форму игры и повествования, которую нам преподносят разработчики и постараться проникнуться здешним очень камерным и литературным миром, то можно получить очень хорошие впечатления. Более того, временами игра ставит перед игроком прямо-таки философские вопросы, а также плавно подводит к мыслям о вечном, ценности и смысле жизни, экзистенциальности нашего существования. И это не может не радовать, поскольку, уж я извиняюсь за столь топорное сравнение, после прохождения все того же пресловутого последнего «Ассассина», ничего кроме усталости от бесконечных однообразных игровых ситуаций и механик у меня не возникло.

Но поскольку игра очень нишевая (действие происходит лишь ночью, небольшой камерный мир, хардкорная боевка, много длинных диалогов, респаун врагов и т.д.), многие игроки могли просто ее не заметить или же пройти мимо, опасаясь покупать кота в мешке. Именно поэтому, я вкратце перечислю ее основные черты, чтобы каждый мог в конечном итоге решить, стоит оно того или нет погружать в мрачный мир игры Vampyr.

Сюжет

Если вам по душе всякие детективные истории, вы любите читать книги и цените неспешность, даже некоторую аристократичность повествования, то, без всякого сомнения, вы сможете проникнуться основным сюжетом о городе, охваченном эпидемией и буквально балансирующем на грани. Особую пикантность основной истории придает тот факт, что вы можете стать тем самым противовесом, который удержит Лондон от окончательного падения во тьму или же превратиться в маленький камушек, способный положить начало огромной лавине крови, страдания и ужаса, готовой обрушиться на улицы города.

Второстепенные задания

Здесь уже все не так очевидно. Да, они прописаны, как говорят, “с душой”, чувствуется штучная, ручная работа (а это в последнее время уже само по себе на вес золота), но, к сожалению, большинство из них довольно короткие и они, как я уже писал выше, призваны скорее добавить антуража этому миру.

В Vampyr тоже есть свобода выбора

Боевая система

Очень похожа на соулс-игры по своей структуре (построена по сути на уворотах) и сложности (некоторые враги способны убивать буквально с двух ударов). Лично мне, поскольку я не являюсь любителем Дарк Соулс, пришлось потратить немножко нервов, чтобы привыкнуть к ней и прочувствовать ее. При этом, если обычных противников на улицах я разматывал на раз, то от некоторых боссов, которые очень толстые, частенько дамажат по площади, да еще, бывает, и хилятся, у меня начинало гореть не раз и не два.

Убийство первого невиновного

Сложность

Очень неоднозначное и при этом оригинальное решение реализовали разработчики. Чем больше вы убиваете мирных горожанах, тем больше очков прокачки вы получаете, тем быстрее вы растете в уровнях и тем легче будет вам проходить игру. И как обратная сторона монеты, есть огромная вероятность получить плохую концовку в итоге, что в принципе весьма логично. Я, к примеру, отыгрывал доброго вампира, не пил вообще ничью кровь, кроме агрессивных врагов, и в итоге добился-таки самой лучшей концовки, хоть некоторые боссы доставили мне огромное количество проблем. Хотя, что самое интересное, финального я убил с первого раза и он не смог мне противопоставить практически ничего, бой прошел в довольно расслабленной манере и весьма ненапряжно, зато на предпоследнем я умер больше десяти раз и иногда просто начинал полыхать.

Сон в Vampyr может привести к ужасным последствиям. Но он необходим…

Респаун

Подобно соулс-играм здесь враги действительно воскресают после вашей смерти или сна (чтобы прокачаться и распределить очки опыта нужно спать). Это довольно спорное решение, которое, как я вижу по дискуссиям на форумах, не нравится многим игрокам, но ввиду камерности игры и довольно небольших размеров условного Лондона, этот респаун, к сожалению, стал вынужденной мерой, иначе рано или поздно улицы, соединяющие районы, попросту опустели бы, а так игрок получает вызов (особенно если он недокачен) каждый раз, когда нужно пройти в другой район, чтобы вылечить горожанина или выполнить его квест. Но, опять же, стоит вам проникнуться местной боевой системой, данные бои вы станете воспринимать как небольшое развлечение между беседами с жителями или же очередным расследованием. Лично мне данный респаун показался весьма уместным в рамках местной игровой логики и полностью обусловленным особенностями очень небольшого мира.

Обычное кладбище в Vampyr во время чумы

Мир и локации

Как я уже писал ранее, у разработчиков получился очень небольшой, но уютный Лондон. Вернее, это даже не Лондон, а скорее четыре небольших его района, соединенные несколькими переходами. Это ни капли не портит игру, поскольку видно, что художники очень постарались и каждый уголок местного мира, хоть и выглядит довольно безрадостно и мрачно, сразу запоминается и вы безошибочно отличите один район от другого. В каждой локации можно отыскать множество самых разнообразных писем, дневников, заметок, порой дающих представление об интереснейшей истории мира и его обитателей.

– Девушка, можно пригласить вас на свидание? В полночь

Графика

Тут писать особо даже и нечего. Стилистически художественный стиль игры очень напоминает Life is Strange, только в гораздо более мрачном антураже. Сначала мне она даже как-то резала глаза (после Детройта), но потом я привык. Т.е. она ни в коем случае не плохая, она средненькая, без каких-либо изысков. В общем, игру она не портит, но и не красит, к сожалению.

Итог

Главная проблема игры, что разработчики пытались ориентироваться на две совершенно разные аудитории и, в итоге, сделали очень странный гибрид из соулс-боевки и практически литературного сюжета с глубочайшей историей мира. Естественно, люди, которым нравится соулс-игры засыпают от такого количества диалогов, а игроки, которые любят литературные миры, смотрят с непониманием на местную боевку, где боссы с пары ударов отправляют вас к ближайшему сохранению.

И, тем не менее, если попытаться проникнуться местной атмосферой, если не бежать к очередному квестовому маркеру, сломя голову, а неторопливо идти, пытаясь впитать в себя чувство обреченности этого мрачного и негостеприимного города, то, возможно, лишь только возможно, игра откроется для вас с новой стороны, где древние вампиры состоят в респектабельных клубах, а церковное братство старается изучать этих загадочных созданий, где безумный магнат мечтает обнести богатые кварталы города стеной, чтобы отделить богатых от бедных и остановить эпидемию и где каждый сможет быть таким вампиром, каким захочет от исключительно вегетарианского существования (в игре можно пить кровь крыс) до кровавого безумия с чертиками в глазах, чтобы вымер полностью весь город…

Vampyr сделал кусь

Оценка

8 из 10.
В своем жанре/сеттинге (попробуйте отыщите еще одну свежую рпг/адвенчуру про вампиров с богатым лором и интересными персонажами) игра смотрится весьма достойно. Это очень нишевая камерная литературная история с жесткой соулс-подобной боевкой и просто жопоразрывающими боссами, уж извиняюсь за столь натуралистичную подробность, особенно если пытаться отыгрывать доброго персонажа и никого не выпивать.

Особенно хочу отметить шикарнейший эпилог после финальной битвы. Когда кажется, что уже начнут показывать заключительный ролик и пойдут титры, разработчики дают нам шанс досконально понять, что же происходило в этом городе и плавно подводят к одной из хороших или не очень концовок. И за это я хочу им сказать отдельное спасибо. Dontnod после тоже очень неплохой, но все же очень попсовой и капельку девчачьей Life is Strange решились сделать готическую, мрачную и очень нишевую, а значит, возможно, убыточную Vampyr. Без людей, способных пойти на риск и выпускать подобные игры, индустрию не ждет ничего хорошего…

P.S. И еще добавлю, что игра начинает раскрываться лишь после пары часов игры. Сначала я даже не был уверен, что я пройду ее до конца. Но послевкусие она оставляет очень даже приятное, хотя, конечно же, видно, что денег у разработчиков много не было на ее создание…

Текст: Артур Лебедев
[arth.lebedev@gmail.com]