Видео

[Видео] История компании Netflix

Сегодня для миллионов людей, Netflix является одним из популярнейших сервисов, предлагающих для просмотра онлайн-видео и сериалы.

Согласно отчету Sandvine о глобальных проектах в Интернете, на долю этого гиганта потокового видео приходится 15 % от общего объема трафика во всем мире. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 19 %.

«В часы пик в сетях отдельных региональных операторов это число может вырасти до 40 %», – говорится в исследовании.

В числе других выводов компании, отмечается заметная роль пиратства в популяризации Netflix. Как это ни странно звучит, но далеко не жесткая борьба студий и компаний по борьбе с ним, повышают интерес зрителей к потоковому видео. Хотя, по данным Sandvine, BitTorrent занимает 22% всего трафика в Интернете, в реальности, наличие незаконного контента, в некоторой степени, помогает мультимедийным компаниям лучше понять предпочтения пользователей и направить свои усилия на повышение заинтересованности зрительской аудитории.

По состоянию на начало 2021 года компания имеет свыше 203,7 млн подписчиков из разных уголков мира, при этом расход на создание видео-контента в предыдущем году составил порядка $11,8 млрд.

Согласитесь, это достаточно внушительные успехи для компании, начинавшей с сервиса рассылки DVD с фильмами, через обычные почтовые отделения. На чем же основан успех Netflix и всегда ли в ее истории все было настолько благополучно, как сейчас?

Dark Netflix and Chill from home
Photo by Thibault Penin / Unsplash

Создатели Netflix, кто они?

Рид Хастингс – один из соучредителей Netflix, имел степень магистра по специализации искусственный интеллект, выданную Стэнфордским университетом в 1988 году. Перед этим он успел поработать в Корпусе мира в качестве учителя математики в Свазиленде, после окончания колледжа.

В 1991 году Хастингс создает компанию Pure Software, по разработке программного обеспечения, где Марк Рэндольф работает директором по маркетингу. После удачного IPO в 1995 году, через несколько лет Хастингс продает свою компанию Rational Software, вкладывая деньги в новый стартап Netflix.

Рид Хастингс

Рэндольф, в качестве соучредителя и гендиректора стартапа, разрабатывает основу для маркетингового продвижения компании, которая со временем выросла до 203 млн подписчиков, кардинально изменив мир потокового видео.

Рэндольф до Netflix руководил отделом доставки по почте компьютерной техники и прямыми связями с клиентами, а в новой компании вошел в совет директоров, где состоял до своего ухода в 2003 году.

Марк Рэндольф

За свою успешную карьеру он основал шесть перспективных стартапов, в числе которых журнал Macworld.

Начало

Воплощая идею создания стартапа Netflix, два предпринимателя, Марк Рэндольф и Рид Хастингс были далеко не новичками в сфере IT-технологий и смогли предвидеть повышение интереса пользователей к новым технологиям.

Изначально компания открыла свой офис в Скоттс-Вэлли, штат Калифорния, в августе 1997 года и, со временем, из фирмы по прокату фильмов, переросла один из ведущих потоковых сервисов в мире, предоставляющих развлекательный контент.

На тот период DVD были редкостью и еще царила эпоха VHS кассет. Просмотр фильмов был классическим – или необходимо было идти в кинотеатр или довольствоваться тем, что предлагало телевидение. Наиболее продвинутые пользователи могли взять напрокат кассету в сети отделений Blockbuster, которые были практически в каждом городе США в то время. Компания была монополистом в сфере проката видеофильмов, поставляя их по всей стране, не зависимо от региона.

Не так давно появившиеся DVD диски оказались достаточно удобными для пересылки, чем и воспользовались создатели молодого стартапа. Пользователи могли заказать фильм на DVD, выбрав любой из понравившихся в коллекции Netflix и получить его по почте, а после окончания просмотра, отправить его обратно в предоставленных конвертах. В 1997 году это было очень удобно для тех, у кого не было рядом популярных в то время магазинов видеопроката.

При запуске проекта, в коллекции Netflix было доступно для просмотра 925 фильма на DVD, а число сотрудников интернет-магазина насчитывало 30 человек. Технические нюансы по периоду использования контента, срокам возврата и оплате за аренду были успешно позаимствованы у ближайшего конкурента, компании Blockbuster.

На тот период времени многие достаточно скептически относились к интернету, в том числе и представители бизнеса. Они считали, что американский потребитель, при желании посмотреть какой-либо фильм, лучше пойдет в ближайший к его дому видеопрокат, чем будет разыскивать какой-то сайт для выбора фильма в его каталоге и платить за него деньги. Консервативно настроенным потребителям сложно было даже представить на то время, что мир стоит на пороге цифровой революции, шагнув навстречу которой, дороги назад уже не будет.

Но те, кто смог осознать на ранних этапах перспективы, которые открывает Интернет, получили отличные возможности для успешного развития бизнеса.

Тайна успеха

Успешному старту компании в тот период способствовало несколько факторов.

  1. Природная человеческая лень. А Netflix давал возможность взять в аренду фильм на диске, даже не покидая стен своего уютного дома.
  2. Отпала необходимость заполнять всевозможные бланки и квитанции на получение фильма напрокат, запоминать дату, когда необходимо вернуть фильм, чтобы не платить солидные штрафы за задержку возврата. Достаточно было отправить его обратно в удобное время, после одного или нескольких просмотров.
  3. Пригодился многолетний опыт работы Рэндольфа в системе почтовых поставок. Создав множество отделений в различных регионах страны, компания могла поставлять диски с фильмами клиентам в кратчайшие сроки. Система их отправки работала, четко и слажено, как часовой механизм.
  4. Ввод в 1999 году ежемесячной подписки в размере $15,95 дал возможность пользователям не платить за каждый полученный диск, имея при этом полный доступ к достаточно большому каталогу.
  5. Каталог фильмотеки был вполне солидным и с самого начала включал полный набор фильмов, выпущенных на тот период на DVD. Компания не старалась выбрать и предложить клиентам наиболее популярные из фильмов, а возложила это на самих пользователей, предложив весь имеющийся на тот период контент.
  6. Изначально был сделан правильный выбор носителей. Высокая стоимость не так давно появившихся DVD дисков не вызывала у пользователей большого желания приобретать их, но качество показа фильмов на них было гораздо выше, поэтому пользователи предпочитали именно эти носители брать в прокат. Доставка дисков не вызывала проблем и заказать их прокат было гораздо выгодней.

Многие аналитики считают, что Netflix, по сути, спасла многочисленные авторские кинопроекты того времени, потерпевшие после первого просмотра фиаско у критиков, но интересовавшие многочисленную публику. Компания систематически пополняла свою коллекцию фильмов, число которых к двухтысячному году превысило 3 000. Здесь можно было найти не только популярные боевики и комедии, но и необычные картины в стиле хоррор или арт-хаус.

Специфика заказов

Первоначально компания предоставляла своим клиентам услугу аренды DVD с рассылкой по почте, где клиент вносил оплату за аренду. Выбрав на сайте Netflix понравившийся фильм, клиент размещал заказ, а компания, после получения оплаты в размере $4 за прокат и $2 за пересылку, отправляла его адресату. После успешного продвижения бизнеса Netflix перешла на новую модель работы по месячной подписке, что было выгодно клиентам. Согласно условиям, клиенты могли хранить у себя диск как угодно долго, но новый взять на прокат доступно было только после возврата предыдущего.

С этой моделью пользователи могли хранить DVD столько, сколько захотят, но могли брать напрокат новый фильм только после того, как вернули взятый ранее.

Основной проблемой была почтовая доставка дисков в целости и сохранности, поскольку сортировка почты выполнялаь специальными машинами, которые легко могли повредить отправление. Поэтому Netflix пришлось разработать уникальный конверт из плотной бумаги, внутри которого была перегородка, защищавшая диск от повреждений.

В дополнение, конкуренция рынка была достаточно высокой и молодому стартапу противостоять таким мощным акулам бизнеса, как компания Blockbuster, с годовым оборотом до $5 млрд, было достаточно сложно. Для быстрого привлечения пользовательской аудитории им пришлось идти на различные маркетинговые уловки в виде проведения специальных акций со скидками, бонусных предложений и розыгрыша призов.

Одним из наиболее успешных маркетинговых решений стало заключение договора с японской фирмой Toshiba, каждый покупатель продукции которой на территории США, в качестве презента, получал право на бесплатный прокат любых трех дисков с фильмами. Таким образом компания способствовала не только увеличению собственной пользовательской аудитории, но и популяризации дисков DVD.

Период проблем

К 1999 году штат Netflix увеличился до 110 сотрудников, а объем фильмотеки на дисках составил свыше 250 000 экземпляров. Компания предпочла не входить в сферу онлайн-продаж, где прочно обосновались такие мощные гиганты, как Amazon и другие, оставшись в сегменте онлайн-проката, где руководство видело более широкие перспективы. Ежедневно компания обслуживала свыше 100 000 заказов.

Схема успешно работала до 2000 года, пока компания не отметила убытки в размере $29,8 млн, после чего стоимость ее акций начала падать. В тот период соучредители компании предложили Blockbusters партнерство, в обмен на вливание в компанию $50 млн, но те отказались и как показало время, совершенно зря.

Фактически, у Blockbuster на тот период был отличный шанс приобрести Netflix, выложив всего $50 млн за 49% акций компании, которая в настоящее время оценивается в $231 млрд с ценой за акцию в размере $523. Но ее руководство не было столь дальновидным и, в конечном итоге, Blockbuster объявила себя банкротом, не выдержав конкуренции с переходом других сервисов на онлайн-трансляцию в 2010 году.

Создание нового алгоритма взаимодействия с клиентами

К соучредителям пришло понимание, что необходимо срочно менять подход к ведению бизнеса, в результате чего появляется система CineMatch, нацеленная на учет предпочтений каждого из потребителей.

Созданный алгоритм позволял отслеживать вкусы каждого клиента, чтобы рекомендовать наиболее соответствующие их предпочтениям фильмы. Учитывался не только жанр ленты и режиссер, но также год его выпуска и общий рейтинг среди других пользователей. Также анализировалась вся библиотека старых заказов пользователя и проводился анализ возможного выбора на будущее.

В дополнение, компании удалось привлечь необходимые инвестиции на сумму $30 млн от Arnault Group, которые были использованы на рекламу сервиса, что способствовало дальнейшему его продвижению.

Берна́р Арно́ — французский бизнесмен-миллиардер, президент и CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy. С 1998 по 2001 год Арно инвестировал в различные веб-компании, такие как Boo.com, Libertysurf и Zebank через свой холдинг Europatweb. Groupe Arnault также инвестировала в Netflix в 1999 г.

Ключевые вехи в истории Netflix

Рассматривая некоторые из ключевых вех в истории Netflix, можно наглядно увидеть, насколько далеко продвинулся бывший стартап в своем развитии.

О создании компании в 1997 году и запуске услуг по аренде фильмов на DVD, через сайт Netflix.com в 1998 году мы уже упоминали.

Разработка в 2000 алгоритма по персонализации подписчиков позволила Netflix выйти из кризиса, а подписанные с Columbia Tristar и Warner Home Video соглашения о праве на первоочередное размещение у себя контента данных провайдеров за определенную долю от прибыли, стали дополнительным толчком для дальнейшего развития.

После событий 11 сентября 2001 года, когда находящееся в шоковом состоянии американское сообщество предпочло больше времени проводить дома, количество пользователей прокатного видео стремительно возросло.

2002 год ознаменовался двумя наиболее важными событиями:

  1. Из компании уходит один из соучредителей, Марк Рэндольф, из-за возникших разногласий с бизнес-партнером, продав свою долю акций.
  2. Netflix проводит IPO с размещением 5,5 млн акций на бирже Nasdaq под тикером NFLX по цене $15.

2003 год

В 2003 году Netflix ставит очередной рекорд, собрав количество более 1 млн. подписчиков.

2004 год

В 2004 году их число увеличивается вдвое и превышает уже 2 млн. В этот период Netflix приходится впервые столкнуться с иском, поданным одним из пользователей сервиса в Верховный суд Сан-Франциско за ложную рекламу, не выполнение обещания однодневной доставки и неограниченной аренды дисков. Проблема состояла в скорости работы обычной почты, которая просто не всегда справлялась с доставкой за один день.

Хотя Netflix отрицала какие-либо нарушения со своей стороны, однако предпочла уладить иск мирным соглашением.

2005 год

К 2005 году количество абонентов компании еще раз увеличилось более чем вдвое до 4,2 млн.

2006 год

В конце 2006 года количество аккаунтов пользователей Netflix достигло рекордных 6,3 миллиона подписчиков. Компания также запускает свой проект «Netflix Prize», обещая $1 млн человеку или команде, которым удастся разработать максимально точный алгоритм по рекомендации фильмов на основе личных предпочтений.

Netflix также создает систему анонимных рейтингов фильмов, где пользователи могли ставить оценку от одной до пяти звезд.

2007 год

2007 год стал периодом запуска потокового видео, позволявшего смотреть подписчикам фильмы и шоу в режиме онлайн на своих персональных компьютерах. Это дало огромный инновационный сдвиг в бизнес-развитии компании. Первоначально был представлен сервис с каталогом из 1000 наименований, доступных к просмотру на ПК в Internet Explorer. Он предусматривал до 18 часов бесплатного стриминга в месяц, в зависимости от выбранного подписчиком тарифного плана.

Одновременно Netflix делает заявление, что спрос на прокат фильмов на DVD будет существовать еще длительное время. Несмотря на подобные высказывания становится понятно, что будущее за потоковым вещанием. К концу года компания имеет 7,5 млн зарегистрированных подписчиков, что почти на 20% больше, чем в предыдущем году.

2009 год

В 2009 году Netflix активно развивает сотрудничество с компаниями производителями бытовой электроники, чтобы использовать для потоковой передачи подключенные к Интернету телевизоры и другие устройства, благодаря чему их продукция становится доступной на PlayStation и Smart TV. База пользователей контента компании составляет 12 миллионов аккаунтов.

2010 год: международная экспансия

В 2010 году число устройств, поддерживающих функцию просмотра фильмов онлайн значительно увеличилось. Теперь к числу клиентов компании могли присоединиться пользователи продукции Apple и Nintendo Wii. В этом же году компания отказывается от проката дисков, решив полностью перевести свой сервис на онлайн-трансляцию.

В 2010 постепенно начинается международная экспансия Netflix, вначале на Канадский рынок, а позже и на европейский. В дополнение, количество клиентов, использующих онлайн-просмотры, превысило число пользующихся прокатом дисков на DVD. В связи с этим Рид Хастингс, во время осеннего отчета о финансовом состоянии компании, объявил, что «по всем параметрам, в первую очередь, компания стала стриминговым сервисом, который дополнительно предлагает DVD по почте». Такая расстановка пользовательских предпочтений подтолкнула руководство Netflix на отделение сервиса по прокату на DVD в отдельное дочернее предприятие под названием Qwikster.

Проблемы Qwikster

В 2011 году, исходя из высокого спроса на стриминговый сервис, Netflix решает выделить услугу аренды DVD в отдельное дочернее предприятие, предложив при этом клиентам, предпочитавшим до этого использовать две одновременно услуги за $10, создать две учетные записи и платить раздельно за два пакета по $7,99 каждый, или заказать оба за $15,98. Такие действия стоили Netflix потери 600 000 подписчиков буквально в течение двух месяцев, и в дополнение к этому, стоимость акций компании упала вдвое.

Невзирая на возникшие проблемы Хастингс все равно заявил о намерении продолжить разделение, пока не выразили резкий протест против этого не только клиенты компании, но и акционеры. Месяц спустя, ему пришлось резко изменить курс, отказавшись от планов отделения Qwikster. К тому же, запущенный конкурентами аналогичный сервис Amazon Instant Video, предоставивший пользователям доступ к 5000 фильмов, создавал серьезную угрозу в борьбе за клиентов.

Данный провал был одним из немногих у Netflix и на будущее компания стала действовать намного умнее, постепенно и незаметно поднимая цены.

2012 год: Выход на европейский рынок

2012 год ознаменовался для Netflix выходом на европейский рынок, увеличением числа подписчиков до 25 млн и получением своей первой премии Emmy Engineering.

Компания выдвинута в 31 номинации на премию «Эмми» и стала первым сервисом интернет-телевидения, номинированным на данную награду в самых различных позициях. Кроме драматических и комедийных сериалов, документальных и научно-популярных фильмов, Netflix начинает выпуск оригинальных программ, в числе которых «Задержанное развитие» и «Hemlock Grove», ставшие невероятно популярными.

Также была представлена функция «Профили» для пользователей. К концу года компания уже имеет свыше 40 млн подписчиков и продолжает европейскую экспансию, в 2014 покорив пользователей Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Люксембурга и Швейцарии, также охватив Ирландию и Великобританию.

Теперь на счету Netflix 7 премий Emmy и более 50 млн пользователей в разных уголках мира.

2015: выход на Австралийский регион

В 2015 году Netflix запускает потоковый сервис в Японии, Австралии и Новой Зеландии, добавив в свою копилку и ряд европейских стран: Италию, Испанию и Португалию.

В этом же году выходит первый полнометражный фильм «Бездомные звери», а также комедийный сериал «Club de Cuervos».

2016 год

2016 стал важным периодом для Netflix, которая своими услугами смогла охватить 190 стран, предлагая сервис на 21 языке.

Для удобства пользователей представлена функция «Загрузка», позволяющая загружать любые фильмы и телешоу для дальнейшего просмотра. В дополнение, Netflix продолжает расширение своей коллекции международных фильмов, выпустив после мексиканской комедии «Club de Cuervos», французский сериал «Марсель», бразильский «3 %» и испанскую драму «7 лет».

2017 год

Это еще один успешный год для компании. Netflix получает своего первого «Оскара» в номинации лучший короткометражный фильм за документальную ленту «Белые каски». Коллекция международных фильмов компании пополняется новыми популярными сериалами: испанским  «La Casa De Papel», немецким «Dark» и итальянским «Suburra: Blood on Rome».

Количество подписчиков Netflix достигает невероятных 100 миллионов.

2018 год

В 2018 году Netflix получает еще награду «Оскар» за документальный фильм «Икар» в номинации лучший фильм и выдвинута в 112 номинациях на получение премии «Эмми», в результате получив 23 награды Creative Arts Emmy Awards за свои сериалы.

Netflix также приобретает известное книжное издательство Millarworld, основателем которого является легендарный создатель комиксов Марк Миллар, для адаптации его продукции под выпуск своих программ и фильмов. В марте компания запускает в космос смартфон с записью сериала «Звездный путь: Открытие», чтобы показать миру, что ее сервис доступен не только в 190 странах нашей планеты, но и в космосе.

Тем не менее, компания Amazon не отставала в конкурентной борьбе, объявив, что получила права на трансляцию футбольных матчей Премьер-лиги Великобритании в прямом эфире и приобрела права на телеадаптацию фильма «Властелин колец», который будет транслироваться на Prime Video.

2019 – новые награды Netflix

В 2019 Netflix становится обладательницей еще четырех наград «Оскар» в номинациях лучший режиссер, лучшая операторская работа, лучшая картина на иностранном языке, лучший документальный фильм.

Одновременно выходит первая полнометражная анимационная лента «Клаус», а также трехсерийный документальный фильм о создателе Microsoft «Внутри мозга Билла», мгновенно ставший хитом. В этом году компания получает 27 премий Creative Arts Emmy Awards за создание ряда сериалов, в числе которых «Ozark» и «Queer Eye».

Дополнительно Netflix и Tesla подтвердили свое намерение о сотрудничестве, в соответствии с которым сервис потоковой передачи очень скоро появится на экранах Tesla.

Однако конкуренты также не дремлют, усиливая свою активность, вдохновленные успехами Netflix. Ряд компаний запустили собственные потоковые сервисы, среди которых Apple, AT&T, Disney и конечно, главный конкурент Amazon.

Непростой 2020 год

В 2020 году, внезапно ворвавшаяся в повседневную жизнь людей пандемия перевернула весь мир, и заставила нас жить по новым правилам. Массовые локдауны заперли людей в рамках четырех стен собственного дома и только просмотр потоковых сервисов позволил не слиться в сплошную временную петлю неделям и месяцам.

Несмотря на невероятно трудный год, компании Netflix удалось создать новые фильмы и сериалы, которые не только понравились миллионам зрителей, но также получили рекордное число номинаций на премию «Эмми» – свыше 160!

В 2020 году число зарегистрированных подписчиков Netflix достигло более 180 млн, из которых жители России составили порядка 500 000, А США более 70 млн.

Согласно отчетным данным, выручка компании в 2020 году составила почти $25 млрд, превысив на $4,84 млрд показатели 2019 года. Чистая прибыль Netflix достигла $2,76 млрд в сравнении с $1,87 млрд предыдущего года.

Что ждет Netflix в будущем?

Хотя ряд экспертов предрекает, что будущее Netflix, из-за множества созданных других потоковых сервисов, может выглядеть не слишком радужным, похоже, что руководство компании смогло предусмотреть данную угрозу еще несколько лет назад. Вдохновленные успехами Netflix, крупные медиа-конгломераты стали постепенно извлекать свой контент, в стремлении создать свои сервисы, чтобы бросить вызов доминированию бывшего партнера.

Netflix, к ее чести, удалось предвидеть надвигающуюся угрозу, поэтому, начиная с 2017 года, компания постоянно увеличивает выделение средств на создание собственного оригинального контента. Стратегия заключается в том, чтобы, регулярно пополняя свою библиотеку новинками, привлечь не только новых подписчиков, но и удержать старых.

Похоже, что Netflix намерена и в дальнейшем фокусироваться на расширении собственного контента, не полагаясь на потенциальных конкурентов потокового видео, которые еще не забрали с платформы свой контент.

В текущем 2021 году число платных подписчиков Netflix, пользующихся американским сервисом потокового вещания, впервые превысило цифру в 200 млн, о чем сообщила газета The Times, со ссылкой на отчеты компании.

За длительный период существования, Netflix уже удалось пережить множество штормов, и, несмотря на это, своевременно перестраиваться, меняя свою маркетинговую политику. Было бы наивно полагать, что в этот раз руководство компании будет недостаточно дальновидным, чтобы уступить свои позиции лидера и в будущем.

***

А каким сервисом пользуетесь вы? Смотрите вообще фильмы или сериалы? Напишите в комментариях.

И, конечно, не забудьте поставить лайк, тыкнуть в колокольчик и заглянуть к нам в центр питера, в крутой бар, на очередную презентацию от Apple. Будет интересно!


Ещё по теме:



0 Комментариев
You've successfully subscribed to Apple SPb Event
Great! Next, complete checkout for full access to Apple SPb Event
Welcome back! You've successfully signed in
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.