Два подводных интернет-кабеля, соединяющих Финляндию и Швецию с Центральной Европой, были перерезаны на прошлой неделе, и власти подозревают, что это был саботаж. По данным Wall Street Journal, следователи считают, что китайский сухогруз «Yi Peng 3», следовавший из России в Египет с грузом удобрений, намеренно опустил якорь в шведских водах, чтобы повредить кабель BCS East-West Interlink, соединяющий Швецию с Литвой. На следующий день судно якобы повторило этот манёвр, повредив кабель C-Lion1 между Финляндией и Германией. Общая протяжённость предполагаемого тащения якоря составляет более 100 миль.
«Крайне маловероятно, что капитан не заметил бы, что его судно опустило и тащит якорь, теряя скорость в течение нескольких часов и перерезая кабели по пути», — заявил один из следователей, занимающихся этим делом. Ещё более тревожным является то, что команда судна якобы отключила транспондер в этот период, делая невозможным отслеживание его движения через Систему автоматической идентификации (AIS). После повреждения второго подводного кабеля следователи сообщили, что «Yi Peng 3» совершало зигзагообразные манёвры, подняло якорь и продолжило путь.
По данным источников морского отслеживания, «Yi Peng 3» в настоящее время находится в международных водах между Данией и Швецией. Однако судно остановлено и окружено кораблями НАТО, пока идёт расследование. Один из источников сообщил, что якорь и корпус судна имеют повреждения, соответствующие тащению якоря и повреждению кабелей.
Шведские власти ведут переговоры с компанией Ningbo Yipeng Shipping, владельцем судна, с целью вернуть «Yi Peng 3» в шведские воды для дальнейшего расследования. Однако, поскольку судно находится на якоре в международных водах, НАТО не имеет права принудить его зайти в порт в соответствии с международным морским правом.
Несмотря на то, что «Yi Peng 3» плавает под китайским флагом и имеет китайскую команду, многие западные власти не подозревают прямого участия Китая. Вместо этого они предполагают, что за актом саботажа стоит Россия. В заявлении по поводу обвинений Кремль назвал их «абсурдными и необоснованными». Кроме того, представители российского правительства напомнили, что западные чиновники не делали никаких комментариев, когда Украина уничтожила газопровод «Северный поток» в 2022 году.
С другой стороны, Министерство иностранных дел Китая заявило:
«Хочу подтвердить, что Китай последовательно поддерживает сотрудничество со всеми странами в деле обеспечения безопасности международных подводных кабелей и других объектов инфраструктуры в соответствии с международным правом».
По данным Wall Street Journal, «Yi Peng 3»судно эксплуатировалось исключительно в китайских водах с 2019 года по первый квартал 2024 года. Однако после этого изменило свой маршрут, посещая российские порты и перевозя уголь, удобрения и другие грузы. Эксперты отмечают, что хотя это не является прямым доказательством участия России, данный факт заслуживает внимания следователей, особенно учитывая, что инцидент произошёл вскоре после того, как США разрешили Украине наносить удары по целям внутри России с использованием предоставленных ей дальнобойных боеприпасов.
Ещё по теме: