Пока жители Чикаго обеспокоены масштабными рейдами федеральных иммиграционных служб в своих районах, на улицах города возникла новая, совершенно неожиданная проблема. Буквально за несколько месяцев тротуары заполонили сотни роботов-доставщиков, чьё присутствие уже вызвало волну негодования среди местного населения.
Эти устройства — часть пилотной программы, разработанной двумя технологическими компаниями. Первая — Coco — выпустила на улицы розовых ботов, оснащённых высокими и довольно навязчивыми сигнальными флажками. Вторая — Serve — использует зелёно-белые аппараты с характерными светодиодными «глазами».
Как сообщает телеканал CBS, ситуация накалилась настолько, что более 700 жителей из 35 почтовых индексов Чикаго подписали петицию с требованием к городским властям остановить этот эксперимент. Кампания, получившая название «Тротуары — для людей» (Sidewalks are for People), настаивает на паузе в использовании роботов до тех пор, пока чиновники не опубликуют данные исследований об их безопасности, доступности среды и влиянии сервисов на рынок труда.
«Насколько эти штуки вообще безопасны? — задаётся вопросом организатор протеста Джош Робертсон в интервью CBS. — Стали ли наши тротуары безопаснее с роботами, чем без них? Стали ли они доступнее?»
Опасения жителей, к слову, не беспочвенны: уже зафиксированы первые столкновения. В одном из инцидентов житель Чикаго Энтони Джонас пострадал от флагштока робота Coco, что привело к госпитализации.
«Я споткнулся об него и ударился веком о сигнальный флажок, прикреплённый к роботу… Была кровь, пришлось ехать в травмпункт, накладывать швы. Полный набор», — рассказал пострадавший журналистам.
Пока одни чикагцы пытаются решить проблему в правовом поле, другие, похоже, готовы к партизанской войне.
«Мне хочется разнести эти штуки на куски молотком», — в ярости написал один из пользователей в городском сабреддите.
«В Лос-Анджелесе люди начали оставлять на них пакеты с собачьими экскрементами», — подсказал другой комментатор.
Несмотря на то что некоторые олдермены (члены городского совета) уже начали опрашивать жителей об их отношении к пилотной программе, пока неясно, решатся ли власти приостановить внедрение технологий.
Открытым остаётся и вопрос о том, как роботы справятся со знаменитой чикагской зимой, когда тротуары покроются снегом и льдом. Пилотный проект рассчитан как минимум до мая 2026 года, а зимы в «Городе ветров» — испытание не для слабых.
А что в России?
Пока в Чикаго разгорается «война» за тротуары, в России ситуация развивается по совершенно иному сценарию. Главным игроком здесь выступает «Яндекс», чей флот роверов уже насчитывает сотни единиц.
«Яндекс» объявил о сверхамбициозных планах: к концу 2027 года компания намерена увеличить парк роботов до 20 000 устройств. Уже в ноябре 2025 года на улицы вышли роверы четвёртого поколения — более проходимые, вместительные и дешёвые в производстве. География поездок также расширяется: помимо знакомых районов Москвы (Хамовники, Белорусская и др.) и Иннополиса, роботы осваивают Санкт-Петербург, Казань и ещё более 30 регионов страны.
Но в отличие от чикагцев, готовых крушить роботов молотками, россияне относятся к роверам с неожиданной теплотой. В соцсетях регулярно вирусятся видео, где прохожие помогают застрявшим в сугробах «роверам» выбраться из снежной каши. Эксперты отмечают феномен «антропоморфизации»: роботов воспринимают как милых беспомощных питомцев, а не как бездушных захватчиков пространства.
Однако не всё так радужно: согласно опросу SuperJob, только 25% москвичей полностью поддерживают роботизацию доставки, в то время как 44% высказываются против, опасаясь за рабочие места для людей.
Без происшествий тоже не обходится, но они носят единичный характер. Зафиксировано несколько ДТП с автомобилями, где виновниками чаще признавали водителей авто, не уступивших дорогу «малышу» на переходе. Была и попытка взлома робота в центре Москвы, однако злоумышленникам не удалось добраться до груза.
Власти действуют на опережение, вводя чёткие правила игры — то, чего так требуют жители Чикаго. Правительство готовит постановление, жёстко ограничивающее скорость роботов:
- 25 км/ч — общая максимальная скорость;
- 10 км/ч — лимит на тротуарах;
- 6 км/ч — при пересечении дорог.
Кроме того, каждый робот должен быть застрахован, что снимает многие вопросы об ответственности в случае аварий.
Ещё по теме:
- Корейский гамбит Маска: в судебной войне с Apple появился новый фигурант
- Intel может вернуться в Mac и iPad к 2027 году — но есть нюанс
- Эксперимент Южной Кореи с ИИ-учебниками обернулся полным провалом