Это не обычная канатная дорога: это автономная система городского транспорта, которая обещает совершить прорыв в перемещениях по городу будущего. Дебют намечен на 2026 год.
Помните старые открытки, где горные канатные дороги перемещают вагончики один за другим по фиксированному маршруту? Забудьте о них. Новая городская «канатка», готовая перевернуть представление о городском транспорте, устроена совершенно иначе: она свободно движется по модульной сети подвесных тросов и рельсов, сама выбирает оптимальный маршрут и весьма эффективна с точки зрения энергопотребления. Whoosh (не путайте с сервисом шеринга самокатов) — так называется эта «умная» канатная система, которая может кардинально изменить наш способ передвижения по городам.
Канатная дорога, заново определяющая городской транспорт
Whoosh — это захватывающая разработка в сфере городской мобильности. В отличие от традиционных канатных дорог, здесь используются автономные кабины (поды) со встроенными моторами и навигационными системами, позволяющими им свободно перемещаться по сложной модульной сети. Главное новшество — возможность «переключаться» с одного троса на другой, обеспечивая прямой маршрут из одной точки города в другую.
Видео в Telegram: https://t.me/applespbevent_video/12Станции при этом компактны и занимают место не больше одного парковочного места. Они представляют собой спиральную конструкцию, которая поднимает пользователей примерно на 12 метров над землёй — до уровня, на котором натянуты тросы. Сами «рельсы» — это сочетание натянутых тросов длиной по 150–300 метров и укороченных участков стальных путей, которые обеспечивают плавные повороты и пересечения маршрутов.
«Нам не нужно привязываться к существующей уличной сети. Мы можем пересекать реки, мосты, автомагистрали. Можно протянуть тросы даже над крышами зданий», — Крис Аллингтон, основатель и генеральный директор Whoosh
Эффективный ответ на вызовы мобильности
Средняя скорость «канатной дороги 2.0» составляет около 40 км/ч, причём движение происходит без промежуточных остановок. По словам Криса Аллингтона, такая скорость позволяет перемещаться быстрее, чем в условиях перегруженных городских улиц. Энергетическая эффективность также впечатляет: один стандартный маршрут по системе Whoosh потребляет меньше энергии, чем поездка на компактном электромобиле.

Кабины оснащены батареями, спрятанными под полом, которые питают систему кондиционирования воздуха, Wi-Fi, а также обеспечивают крутящий момент для ведущих колёс. Система подбирает оптимальный маршрут для каждого транспортного средства в сети, и, как уже сказано, каждая кабина может переключаться на разные пути на перекрёстках. Сопротивление качению у небольших колёс минимально по сравнению с автомобильными шинами, что уменьшает износ и снижает загрязнение окружающей среды.
Новый формат городских поездок
При разработке уделялось особое внимание комфорту пассажиров. Кабины могут наклоняться на поворотах, как мотоциклы, согласуя «силы G» с телом человека. Сложные алгоритмы управления убирают лишние колебания при выходе из поворотов. Перемещение по тросам создаёт особое «парящее» ощущение. Пользовательский опыт напоминает сервисы каршеринга: с помощью приложения можно заранее заказать капсулу либо просто подойти к ближайшей станции и сесть в свободную кабину.
«Каждая «умная кабина» канатной дороги распознаёт пассажиров и подстраивает температуру, освещение и музыку под их личные предпочтения». «Наше видение таково: люди не хотят ждать автобус, они хотят, чтобы автобус ждал их», — Крис Аллингтон, основатель и генеральный директор Whoosh
От аттракциона к городскому транспорту
Система (угадываемо, да) изначально предназначалась для парков развлечений. Именно в этой сфере её обкатали и довели до совершенства. Первый прототип под названием Switchback установили в парке LumberJack Feud в штате Теннесси, США. Так протестировали и улучшили две ключевых особенности: переход между рельсами и тросами, а также специальную систему торможения на основе вихревых токов (т.н. «торможение токами Фуко»).

Гибкость системы позволяет применять её в самых разных местах. Например, в зоопарке это может быть спокойная обзорная поездка либо более экстремальный режим — в зависимости от потребностей. Этот опыт дал ценные данные о производительности, вместимости и работе батарей.
Канатка будущего: технические детали и безопасность
Кабины способны развивать скорость свыше 70 км/ч, но, по словам Аллингтона, более низкие скорости позволяют пропускать больше капсул по сети. У подов имеются переключающие колёса, чтобы менять путь на развязках; если что-то случится с механизмом, по умолчанию кабина проследует по прямой.
Проект ведётся компанией Holmes Solutions — «R&D-подразделение на аутсорсе» для крупных корпораций, говорит Аллингтон. Изначально идеей заинтересовалась Google, ища более удобный способ перемещения сотрудников по обширным кампусам. Хотя первый проект приостановили из-за COVID, часть команды Google основала стартап Swyft Cities, чтобы предложить это решение как городской транспорт.
Будущее ближе, чем кажется
Первый городской проект Whoosh откроется в 2026 году в районе Remarkables Park города Куинстаун, Новая Зеландия. Это идеальное «поле испытаний»: большой туристический поток, значительное местное население и ограниченная инфраструктура с пробками. Пилотная канатка, финансируемая частными инвесторами, продемонстрирует все ключевые возможности, включая ветвления и слияния пути, разные типы станций (спиральные и прямолинейные) и выставочную зону.

Стоимость инфраструктуры оценивается в районе 5 миллионов евро за километр, что заметно дешевле 10–20 млн для автодорог и тем более 100 млн для обычного метро. Система модульна и легко масштабируется путём добавления новых подов, тросов и рельсов, без необходимости заранее планировать трафик на 40 лет вперёд, как бывает с дорогами или железнодорожными путями. При этом система пригодна не только для пассажиров: грузовые кабины аналогичного размера могут транспортировать товары по тем же маршрутам с низким приоритетом, не мешая пассажиропотоку.
Ещё по теме:
- Китайский робопёс побил мировой рекорд в беге на 100 метров
- Xiaohongshu ворвалось в топ американского App Store, из-за чего власти КНР потребовали разделять пользователей
- Приложение Apple Store начало работать в Индии