X-29 не был самолётом для слабонервных. Этот американский экспериментальный аппарат 1980-х годов с крыльями обратного направления был по своей природе нестабилен и постоянно находился на грани потери управления. Только сложная электродистанционная система управления (fly-by-wire), корректирующая курс 40 раз в секунду, позволила пилотам укротить эту «бешеную лошадь» в небе.
Вызов традиционной аэродинамике во имя экстремальной манёвренности. Тот случай, когда амбициозный проект будущего так и не возымел успеха.
Перспективный проект, родившийся в результате сотрудничества лучших специалистов
X-29 появился на свет в результате сотрудничества между DARPA (Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов), ВВС США и NASA, а его строительство было поручено компании Grumman. Цель заключалась в изучении преимуществ крыльев, развёрнутых вперёд, или «крыльев с обратной стреловидностью», которые обещали большую маневренность и возможность летать на больших углах атаки, чем традиционные конфигурации.
По правде говоря, идея крыльев с обратным расположением была не нова. Ещё в 1930-х годах некоторые инженеры экспериментировали с такой конфигурацией, их привлекала перспектива снижения сопротивления и повышения манёвренности. Во время Второй мировой войны Германия выпустила бомбардировщик Junkers Ju 287 с развёрнутыми крыльями, а в 1960-х годах настала очередь гражданского самолёта Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях чрезмерная гибкость крыльев привела к серьёзным проблемам стабильности. Так почему же они повторили попытку с X-29? В какой-то момент ситуация изменилась.
Технологии, которые открыли проект заново
В 1970-х годах достижения в области углеродных композитов и систем управления fly-by-wire убедили американских конструкторов возродить концепцию X-29. Композитные материалы обещали сделать крылья более жёсткими и лёгкими, а система fly-by-wire позволила бы управлять присущей самолёту неустойчивостью, реагируя на турбулентность быстрее, чем пилот-человек.
X-29, «перевёрнутая» аэродинамика для экстремальных характеристик
Крылья X-29 были установлены в задней части фюзеляжа. Такая своеобразная конфигурация в сочетании с перевёрнутой системой крыльев обеспечивала исключительную манёвренность, но ценой опасений по поводу аэродинамической стабильности. Как объяснил лётчик-испытатель Роджерс Э. Смит, без системы управления X-29 буквально «развалился бы на две части» из-за сильных вибраций.
Поэтому, несмотря на свои несомненные достоинства, Х-29 так и не дошёл до серийного производства. Данные, полученные от двух построенных прототипов, были ценны для последующих проектов, но в итоге было решено сосредоточиться на стелс-технологиях для новых истребителей, отдав предпочтение скрытности перед гиперманёвренностью. Это, конечно, не помешало «перевёрнутому» самолёту стать культовым. X-29 остаётся одним из самых знаковых и необычных летательных аппаратов, когда-либо созданных, легендой неба, которая и сегодня восхищает энтузиастов и конструкторов.
Х-29 - символ смелости и инноваций
Если вы посетите Национальный музей ВВС в Дейтоне или Лётно-исследовательский центр NASA имени Армстронга в Эдвардсе, вы сможете увидеть два единственных когда-либо построенных X-29. Глядя на их причудливую форму крыльев, которые кажутся бессистемно подогнанными друг к другу, поневоле задаёшься вопросом, была это ошибка или гениальный замысел. Ответ лежит где-то посередине: X-29 стал результатом смелой интуиции и передового инженерного дизайна, который раздвинул границы возможного, бросив вызов законам аэродинамики.
Символ вечного человеческого стремления летать выше, быстрее и дальше. Даже ценой того, что сделать это «наоборот».
Ещё по теме: