Сооснователи Google Ларри Пейдж и Сергей Брин обожают розыгрыши, поэтому вскоре после основания компании, более четверти века назад, они стали воплощать в жизнь необычные идеи каждый День дурака. В один год Google разместила вакансию в исследовательском центре Коперника на Луне. В другом году компания заявила, что планирует запустить функцию «почесать и понюхать» в своей поисковой системе.

Эти шутки были настолько нестандартными, что люди научились смеяться над ними как над очередным примером шалостей со стороны Google. Именно поэтому 20 лет назад 1 апреля Пейдж и Брин решили представить то, во что никто не поверил.

Это был Gmail, бесплатный сервис с 1 гигабайтом памяти на аккаунт – величина, которая звучит почти обыденно в эпоху терабайтных айфонов. Но тогда это казалось абсурдным по объёму: достаточно было хранить около 13 500 писем, чтобы место закончилось, по сравнению с 30-60 письмами в ведущих тогда почтовых веб-сервисах Yahoo и Microsoft. Это означало в 250-500 раз больше места для хранения электронной почты.

Помимо качественного увеличения объёма памяти, Gmail также оснастили поисковой технологией Google, чтобы пользователи могли быстро найти нужный фрагмент из старого письма, фотографии или другой личной информации, хранящейся на сервисе. Кроме того, Gmail автоматически объединял несколько сообщений на одну тему, чтобы все они шли как один разговор.

Это была настолько умопомрачительная концепция, что вскоре после того, как Associated Press опубликовало статью о Gmail поздно вечером в 2004 году, читатели начали звонить и писать по электронной почте, чтобы сообщить информационному агентству, что его обманули шутники из Google.

Но в издании знали, что Google не шутит насчёт Gmail.

Сейчас в Gmail насчитывается около 1,8 миллиарда активных аккаунтов, каждый из которых предлагает 15 гигабайт бесплатного хранилища в комплекте с Google Photos и Google Drive. Несмотря на то, что это в 15 раз больше, чем изначально предлагал Gmail, многим пользователям, которые редко сталкиваются с необходимостью очищать свои аккаунты, этого все равно недостаточно.

Gmail изменил ситуацию и в других отношениях, став первым строительным блоком в расширении интернет-империи Google за пределы доминирующей поисковой системы.

После Gmail появились Google Maps и Google Docs с приложениями для работы с текстом и электронными таблицами. Затем последовала покупка портала YouTube, за которой последовал выпуск браузера Chrome и операционной системы Android, на которой работает большинство смартфонов в мире. Когда Gmail прямо заявила о намерении сканировать содержимое писем, чтобы лучше понять интересы пользователей, Google не оставила сомнений в том, что цифровая слежка с целью продажи большего количества рекламы станет частью её растущих амбиций.


Ещё по теме: