В последние годы у американских компаний растёт список причин для ухудшения связей с Китаем. Тарифы бывшего президента Дональда Трампа. Жёсткие ограничения Пекина в отношении Covid. Противостояние между США и Китаем по поводу Тайваня. Политическое давление, вынуждающее переводить цепочки поставок в страны, поддерживающие Вашингтон.
Но расстаться, всё же, трудно.
Этот вывод следует из анализа Bloomberg Intelligence компании Apple, которая пытается уменьшить свою зависимость от Китая. Купертиновцы уже начали производство некоторых моделей iPhone 14 в Индии. А крупнейший поставщик Apple, Foxconn Technology Group, недавно согласился на расширение своих производственных мощностей во Вьетнаме на сумму в $300 млн.
Но, по оценкам Bloomberg Intelligence, потребуется около восьми лет, чтобы вывести всего 10% производственных мощностей Apple из Китая, где производится около 98% смартфонов. Наличие большого количества местных поставщиков комплектующих, не говоря уже о современном и эффективном транзите, связи и электроснабжении, делает вывод мощностей из второй по величине экономики мира особенно сложным.
«Поскольку на Китай приходится 70% мирового производства смартфонов, а на ведущих китайских вендоров – почти половина мировых поставок, в регионе хорошо развита цепочка поставок, которую будет трудно воспроизвести, и к которой Apple может потерять доступ в случае переезда», – говорится в отчёте аналитиков BI Стивена Ценга и Ву Джин Хо.
Представитель компании Apple не ответил на просьбу о комментарии.
Одно дело – искать за пределами Китая разных производителей игрушек и футболок. Но американские технологические компании потратили более двух десятилетий и десятки миллиардов долларов на создание сложных производственных цепочек, чтобы обеспечить необходимыми товарами бум электронной коммерции. Разрыв этих связей может занять столько же времени и нанести долгосрочный ущерб и без того пошатнувшейся мировой экономике.
Конечно, непредвиденные события — такие, как разрыв связей Европы и Америки с Россией — служат мощным напоминанием как о системных рисках глубокой экономической интеграции, так и о скорости, с которой может произойти такой разрыв.
Политические ветры в США неуклонно склоняются против американо-китайской интеграции. При президенте Джо Байдене торговые отношения между США и Китаем, оцениваемые в $615 млрд, превратились в холодную войну после коммерческой напряжённости при Трампе, которая привела к введению тарифов на двустороннюю торговлю товарами на общую сумму $360 млрд, а также санкций США в отношении ключевых китайских производителей технологий, таких как Huawei Technologies.
После пандемии президент Си Цзиньпин начал проводить строгую политику сдерживания распространения вируса, которая, по сути, запретила поездки и привела к тому, что основные районы страны оказались заблокированными на длительный период времени. Растущая напряженность в отношениях США с Тайванем и беспрецедентные по масштабам военные учения Китая в Тайваньском проливе стали последним поводом для разделения.
«В результате торговой войны и пандемии произошёл некоторый импульс в этом направлении», — сказал о развязке Скотт Кеннеди, старший советник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.
В конце 2020 года американские компании напрямую инвестировали в Китай $90 млрд, и, несмотря на все разговоры о разрыве, в 2021 году они добавили еще $2,5 млрд, согласно данным, собранным Министерством торговли Китая. Фактическая сумма, вероятно, ещё выше, поскольку некоторые компании, по мнению аналитиков, направляют часть инвестиций через Гонконг или налоговые гавани, такие как Каймановы и Виргинские острова.
Цепочки поставок американских технологий в Китай опираются на компании из Тайваня и других стран, а также на внутренние китайские фирмы, что ещё больше повышает уровень зависимости.
Недавний опрос, проведенный Американо-китайским деловым советом, показал, что американские компании как никогда пессимистично относятся к производственным операциям в стране, ссылаясь на десять проблем:
- Закрытие заводов
- Американо-китайские отношения
- Ограничения на поездки из-за Covid
- Данные, личная информация и кибербезопасность
- Рост затрат
- Разделение технологий
- Конкуренция
- Промышленная политика
- Политика закупок
- Защита интеллектуальной собственности
Около четверти американских компаний, имеющих производственные мощности в Китае, за последний год перенесли часть производства из страны, но это, как правило, сводилось к тому, что стало известно как стратегия «Китай плюс один». В этом случае основная часть производства остаётся в Китае, но в качестве запасного варианта добавляется ещё одна страна.
Ещё по теме:
- Apple прекратила подписывать iOS 16 и iOS 16.0.1
- GRIS+ от Devolver Digital появилась в Apple Arcade
- На Apple TV+ вышел фильм «За пивом!»