Специалисты из Великобритании представили инновационный дорожный материал, способный самостоятельно устранять мельчайшие повреждения в течение часа. Новое покрытие, состоящее из битума и растительных спор, может сократить расходы на восстановление дорог, на что в Соединённом Королевстве ежегодно тратятся миллионы фунтов.
Разработкой занимались учёные из Королевского колледжа Лондона и Университета Суонси при участии исследовательской группы из Чили. В ходе лабораторных испытаний удалось доказать, что покрытие действительно может «заживлять» микротрещины, не требуя вмешательства дорожных служб. Такой эффект достигается за счёт микрокапсул, содержащих споры и восстановители, полученные из отходов.
По данным исследователей, в Великобритании ежегодно производится свыше 20 млн тонн асфальта для транспортной сети. При этом, несмотря на активные попытки переработки старого покрытия, повреждения в виде ям и трещин остаются серьёзной проблемой.
Новый материал помогает предотвращать разрушение за счёт реакции, обратной окислению битума — процесса, из-за которого покрытие со временем теряет прочность и растрескивается.

Чтобы проанализировать этот механизм, учёные применили методы машинного обучения. Они позволили создать точную модель прогнозирования и значительно ускорить симуляции химических процессов на атомарном уровне. Исследователи отметили, что этот подход оказался в разы эффективнее традиционных расчётов, что даёт возможность глубже изучить свойства битума и разработать более устойчивые к износу дорожные покрытия.
Весомый вклад в проект внесли специалисты из Google Cloud. Совместно с учёными они разработали инструменты, позволяющие анализировать химические свойства битума и создавать молекулярные модели с заданными характеристиками. Подобные методы давно применяются в фармацевтике при разработке новых препаратов, но теперь нашли применение и в сфере дорожного строительства.
Доктор Франсиско Мартин-Мартинес, представляющий Королевский колледж Лондона, подчеркнул, что использование природных механизмов восстановления в создании дорожного покрытия позволит значительно продлить срок службы дорог и повысить их устойчивость к внешним воздействиям.
В свою очередь, доктор Хосе Норамбуэна-Контеррас из Университета Суонси отметил, что эта технология открывает путь к разработке асфальта с нулевым углеродным следом, что соответствует современным требованиям экологии.
Хотя новаторский материал пока не дошёл до массового применения, его создание полностью отвечает стратегии Великобритании по снижению выбросов углерода. В перспективе такая технология может не только сократить затраты на ремонт, но и стать основой для более надёжной и экологически безопасной дорожной инфраструктуры.
Ещё по теме:
- Четвёртый сезон «Теда Лассо» будет посвящён новой женской команде
- ЦБ и Казначейство РФ осенью 2025 года будут тестировать выплату пособий в цифровых рублях
- Huawei удалось заработать $118 млрд, несмотря на санкции и ограничения со стороны США