В Интернете хорошо известен факт, что если вы не платите за что-то, то вы сами являетесь товаром. Именно так работают такие компании, как Facebook: вы, пользователь, не выкладываете деньги каждый раз, когда заходите на сайт, чтобы посмотреть, чем занимаются ваши друзья, родственники, бывшие; вместо этого вы передаёте свои личные данные компании, и эти данные используются для таргетированной рекламы на всей платформе. Мы смирились с этим как с ценой пользования бесплатной услугой.
Но есть много случаев, когда вы выкладываете сотни долларов за оборудование, а в итоге всё равно становитесь его пользователем. Пример тому: телевизоры.
В среду телевизионный гигант LG объявил о новом предложении для рекламодателей, которое позволит охватить миллионы подключенных устройств компании в домах по всей территории (пока) США. Зачем? Вы угадали — завалить телезрителей целевой рекламой.
Несмотря на то, что реклама на подключенном к Интернету телевизоре не является чем-то новым, некоторые из показателей, которые компания планирует передать рекламодателям, включают в себя таргетинг аудитории по определённым демографическим характеристикам или возможностью связать просмотр телевизионной рекламы с чьей-либо покупкой в магазине.
Если поменять экран телевизора на экран компьютера, то вид микротаргетинга, который предлагает LG, ничем не отличается от того, что предлагают такие компании, как Facebook или Google. В этом и заключается вся суть.
К концу прошлого года расходы на рекламу в Интернете достигли более $490 млрд, и эти цифры будут только расти, поскольку всё больше рекламодателей ищут новые способы отслеживать и таргетировать людей в Интернете. Расходы на традиционную телевизионную рекламу, тем временем, упали с пика, достигнутого в 2016 году. Чтобы привлечь рекламные доллары обратно, такие представители телевизионного рынка, как LG, используют все имеющиеся в их распоряжении инструменты. Им нужно отбить потраченные деньги, которые забрал Интернет.
И это явно работает. В то время как расходы на традиционную телевизионную рекламу резко упали, на рекламу в телевизорах с цифровым подключением, предлагаемых такими компаниями, как LG, тратится как никогда много денег. Компания Roku, например, недавно объявила о предстоящей интеграции с Shopify, которая позволит розничным продавцам таргетировать на телезрителей больше рекламы для большего количества своих товаров. Amazon запустил новую бета-версию платформы, которая позволяет сетям рекламировать приложения, фильмы или телешоу прямо с главного экрана устройства. И не нужно напоминать владельцам телевизоров Samsung о том, что их устройства абсолютно засыпаны рекламой со всех возможных сторон.
Мало того, что рекламные объявления бросаются в глаза и не нужны буквально никому из пользователей смарт-ТВ, они также связаны с проблемами конфиденциальности.
Помимо того, что предлагает LG, в сфере рекламных технологий, сейчас есть и другие игроки, которые позволяют связать вашу активность в приложениях с тем, что вы смотрите по телевизору. Или рекламные щиты, мимо которых вы проходите, с тем, что вы видели на экране. По какой-то причине подобные технологии в значительной степени обходят стороной те проблемы с конфиденциальностью, над которыми сейчас пытаются работать регулирующие органы. CPRA и GDPR, в основном рассчитаны на то, что ваши данные будут обрабатываться в Интернете, а не на ТВ.
Учитывая, что эти и другие законы не лучшим образом справляются с задачей сохранения данных людей в тайне, маловероятно, что кто-то из американских законодателей вообще затронет тему телевизоров. И если история таргетинга рекламы в Интернете нас чему-то и научила, так это тому, что потенциальные миллиардные прибыли в сочетании с отсутствием достойного регулирования приводят не только к увеличению количества самой рекламы, но и к появлению более безобразными формами отслеживания. Неважно, выкидываете ли вы 200, 400 или 900 долларов на новый телевизор; когда вы смотрите на экран, велика вероятность того, что вы тоже уже являетесь продуктом.
Хорошая новость заключается в том, что у вас есть возможность спастись от этого рекламного ада, правда для этого придётся сделать несколько дополнительных шагов. Если у вас есть «умный» телевизор, вы можете просто не подключать его к Интернету и использовать для доступа к приложениям другое устройство — приставку без рекламы, например, Apple TV. Конечно, «умный» телевизор очень прост в использовании, но компромисс с конфиденциальностью может оказаться весьма значительным.
Ещё по теме: