Сегодня наша традиционная рубрика выходного дня «Что посмотреть» немного уйдёт в сторону от новинок. На злобу дня вынесена работа Стивена Содерберга «Заражение», в настоящий момент являющаяся самым просматриваемым фильмом в России.
И это не мудрено. Выпущенное в 2011 году «Заражение» представляет собой почти стопроцентное кинематографическое воплощение ситуации, происходящей в мире сейчас — смертоносный вирус быстро распространяется по всей планете, политики, стоящие у власти, реагируют на это вяло и поначалу стараются скрывать ситуацию, а Международная организация врачей совместно с Центром по контролю и профилактике заболеваний США всеми силами пытается помешать разгорающейся пандемии.
Ниже мы вкратце постараемся рассказать почему фильм был принят в штыки в момент своего релиза и для чего стоит смотреть «Заражение» сегодня.
Неверное восприятие
Выйдя в прокат картина Стивена Содерберга не вызвала особого интереса. Для зрителей это был очередной унылый псевдонаучной эпос о вирусе и способах борьбы с ним. В «Заражение» нет монстров с щупальцами, инопланетной угрозы, оживших мертвецов в конце концов. В качестве претензий пользователи выдвигали отсутствие взрывов, стрельбы и действия, заявляя, «я полчаса смотрел с удовольствием, а дальше надоело».
Действительно, в фильме всё предельно скучно и нудно, ведь данным творением создатель хотел показать не фантастику, а реальное (насколько это возможно с художественной точки зрения) поведение людей в момент эпидемии. Здесь нет пришельца из будущего, который спасёт человечество с пулемётом в руках, также отсутствует отвар из целебных трав, щедро преподнесённый доброй волшебницей. Поможет выбраться из сложившейся ситуации лишь кропотливая и опасная работа профессионалов, соблюдение требований гигиены и общих правил, а ещё взаимопомощь и выручка.
Стечение обстоятельств
Чем зануднее фильм выглядел в момент своего релиза, тем интереснее смотрится «Заражение» прямо сейчас. Во время просмотра зритель автоматически проводит параллель с происходящей в мире ситуацией. Выдуманная борьба героев за существование сильно напоминают бушующую в данный момент пандемию коронавируса.
Фильм затрагивает такие вопросы, как бездействие власти, скрывающей всё от глаз народа, наглость фармацевтических компаний, журналистику, выставляющую пытающихся хоть что-либо сделать медиков в качестве врагов. Да и сами люди, легко нарушающие запреты и распространяющие заразу своей безответственностью, выглядят слишком правдоподобно.
Масла в огонь подливает место зарождения вируса, Гонконг (Китай), а также причина — неряшливое отношение повара к своим обязанностям, а именно мытьё рук после работы.
Исполнители
К главным достоинствам фильма можно отнести хорошо подобранный актёрский состав. Среди главных героев засветились Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Лоренс Фишберн, Джуд Лоуи, Марион Котийар и Кейт Уинслет, которые отлично справились со своими ролями. Американка, возвращающаяся из командировки в Азию и умирающая от неизвестного вируса; её муж, неожиданно ставший носителем антитела и с горечью переживающий утрату; доктор, возглавивший команду специалистов в тяжёлый час и за это всячески подвергающийся нападкам; вирусологи, старающиеся помочь по мере своих сил жителям других стран; блоггер, якобы пытающийся найти решение и разоблачить жадных политиков, но на деле защищающий свои личные интересы.
Все они — не герои без страха и упрёка, а простой народ, попавший в серьёзную ситуацию и решивший бороться с напастью до победного конца. Именно естественные реакции и модель поведения заставляют зрителей распознавать в них живых людей. Режиссёр даже не старается по кирпичику выстроить сюжет, вместо этого автор показывает картину, созданную на основе множества ценных наблюдений за человеком как таковым. Он помещает homo sapiens в максимально жёсткие условия, где победой в борьбе станет жизнь на планете Земля.
Подводя итог, хочется отметить, что «Заражение» не рисует нам фантастические картины мира, показывая сказку, выдуманную человеком, чтоб отвлечься от мирских забот. Наоборот, Стивен Содерберг предельно точно демонстрирует, что может произойти из-за беспечности и пофигизма людей, как и каких образом происходит распространение вируса, а также борьбу с ним. Здесь нет счастливого конца, множество людей не выживет в данной борьбе, однако мрачность (особенно в первые полчаса) повествования заставляет задуматься, взвесить и переварить ситуацию с короновирусом и другими болезнями. Тем не менее фильм окрыляет, он вселяет в людей надежду, что вирус не вечен и вакцина рано или поздно будет найдена, хотя на этой уйдёт какое-то время.
Эмоции, появляющиеся при просмотре — это сочувствие заболевшим и страх за себя и своих близких, актуальны в начале 2020 года как никогда прежде. Фильм стоит посмотреть, чтобы понять: COVID-19 реален и шутки с ним плохи. Он отвечает на вопросы, почему стоит прислушаться к советам знающих людей, а не высмеивать их, мешая работать. Мощный по накалу страстей, творящихся в кадре и за его пределами, триллер точно никого не оставит равнодушным. И дай Бог, чтобы зритель следил за ситуацией только в кино или по новостным каналам.