Депутаты Госдумы обсуждают меры контроля за российскими геймерами

Выяснилось, что чиновники и эксперты, имеющею отношение к Роскомнадзору, склоняются к китайской модели

2 мин.
Депутаты Госдумы обсуждают меры контроля за российскими геймерами

На заседании рабочей группы при комитете Госдумы по защите семьи, состоявшемся на неделе, парламентарии, психологи и другие специалисты обсудили законопроект, касающийся разработки и распространения видеоигр.

В ходе дискуссии большинство участников сошлись во мнении, что контроль за доступом несовершеннолетних россиян к игровому контенту не должен полностью лежать на плечах родителей.

Глава комитета Нина Останина, представляющая КПРФ, допустила возможность введения государством прямых ограничений на интернет-доступ для детей. В то же время представители игровой индустрии предлагали ограничиться мерами профилактического характера.

Документ, регулирующий сферу видеоигр, был внесён в Госдуму ещё 12 декабря 2024 года группой парламентариев под руководством Антона Горелкина, представляющего «Единую Россию». В нём предусматриваются обязательные требования к распространителям и пользователям видеоигр, связанные с идентификацией. Помимо этого, владельцы игровых платформ должны предоставить издателям инструменты для уведомления пользователей о содержании продукции, в том числе материалов, которые могут оказаться неприемлемыми.

Нина Останина подчеркнула, что вокруг законодательной инициативы развернулась активная дискуссия, поэтому перед депутатами стоит задача детально разобраться в вопросе. В частности, надо определить, следует ли рассматривать видеоигры как самостоятельные произведения, требующие отдельной экспертной оценки, в том числе в плане возрастных ограничений. Также парламентарии изучают влияние игрового контента на психическое и физическое состояние пользователей. На данном этапе рассматриваются международные практики, добавила глава комитета.

Ярослав Мешалкин, занимающий должность управляющего партнёра коммуникационного агентства Heads’made, отметил, что в разных странах используются различные методы контроля.

  • В Китае действует централизованная система доступа в интернет с обязательной верификацией и жёсткими ограничениями для несовершеннолетних.
  • В Объединённых Арабских Эмиратах и Южной Корее значительная часть ответственности возложена на родителей, которым оказывают консультативную поддержку.
  • В странах Евросоюза функционирует собственная система возрастных рейтингов, а регулирование в основном направлено на борьбу с азартными элементами в играх.

В ходе обсуждения выяснилось, что среди парламентариев, чиновников и экспертов, имеющих отношение к Роскомнадзору, преобладает склонность к китайской модели регулирования.

Высокого доверия к родителям дети не испытывают, т. к., по мнению Нины Останиной, далеко не во всех семьях взрослые способны эффективно контролировать, чем занят их ребёнок. Она отметила, что не везде выстроены доверительные отношения, а в ряде случаев родители сами проводят за играми много времени, не задумываясь о содержании и возможных последствиях.

Эту точку зрения поддержала Ольга Чебакова, представляющая Минздрав, подчеркнув, что такой пример не способствует правильному воспитанию.

При этом участники дискуссии не представили систематизированных данных о влиянии видеоигр на психическое состояние, но это не помешало некоторым экспертам утверждать, что негативное воздействие очевидно. Звучали мнения о том, что исследования в этой сфере отсутствуют из-за отсутствия соответствующего запроса со стороны государства.

Вместо научных данных были приведены статистические сведения —лишь 2% игрового контента производится в России, тогда как подавляющее большинство поступает из стран, которые официально признаны «недружественными».

При этом специалисты в сфере технологий скептически относятся к возможности реализации китайской модели в России. К примеру, Станислав Махортов, представляющий Главный радиочастотный центр, пояснил, что в КНР каждый пользователь интернета проходит обязательную идентификацию через учётную запись, тогда как в России доступ в сеть остаётся свободным.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube