Девять из десяти игр для Windows теперь запускаются на Linux: как это произошло

Совместимость игр для Windows с Linux достигла рекордного уровня

3 мин.
Девять из десяти игр для Windows теперь запускаются на Linux: как это произошло

Согласно последним данным базы ProtonDB, которые подробно разобрала команда Boiling Steam, почти 90% всех компьютерных игр, предназначенных для Windows, теперь способны запускаться на операционной системе Linux. Это знаковое достижение в развитии игровой экосистемы Linux, которое во многом стало возможным благодаря неустанной работе авторов WINE и Proton, а также растущей популярности портативной консоли Steam Deck.

Любопытно, что эта статистика отражает не просто общее количество работающих игр, а более сложную картину. Проект ProtonDB отслеживает совместимость через систему рейтингов, включающую пять категорий. Каждая из них описывает различную степень функциональности и удобства использования, позволяя геймерам лучше понять, чего ожидать при запуске того или иного проекта.

  • Платиновая категория объединяет игры, которые запускаются идеально и без каких-либо настроек. Пользователь просто нажимает кнопку «Играть» — и всё работает как надо.
  • Золотые требуют минимальных твиков и конфигурирования, но в целом работают практически сразу после установки.
  • Серебряные способны запускаться, однако работают не совсем корректно: могут быть проблемы с графикой, звуком или стабильностью кадров, но пройти игру всё же можно.
  • Бронзовые проекты находятся в промежуточной зоне между серебряными и неработающими проектами.
  • Наконец, категория сломанных игр (Borked) просто отказываются запускаться под Linux.

Главное, что бросается в глаза при анализе статистики ProtonDB, это постоянное уменьшение доли полностью неработающих игр. Та красная зона на графиках совместимости, которая раньше была достаточно заметной, теперь сокращается с устойчивым темпом. На сегодняшний день доля неработающих игр составляет всего около 10%. Это означает, что около 90% всех игр так или иначе запускаются на Linux.

Процесс разработки показывает интересный тренд. В 2022 и 2023 годах темп роста платиновых и золотых проектов был особенно быстрым, однако в последнее время он немного замедлился. Аналитики связывают это с тем, что после выхода Steam Deck и её растущей доступности разработчики Valve и сообщество Proton сосредоточили основные усилия на обеспечении совместимости именно с железом консоли. Теперь приоритет сместился в сторону обеспечения запуска новых игр, хотя работа по поддержке старых проектов продолжается.

Некоторые игры остаются несовместимыми по отдельным причинам. Например, MOBA March of Giants компании Amazon специально блокирует запуск на Linux, выводя пользователям сообщение об ошибке. Оно показывает, что разработчик осознанно не поддерживает игровую экосистему этой ОС.

Иные игры, подобно MMORPG Blade and Soul NEO, изначально не запускались на Linux, но с течением времени и появлением новых версий Proton получили необходимую совместимость. Однако для некоторых проектов, как визуальный роман Sickly Days and Summer Traces, требуются специальные обходные пути и использование инструмента protontricks для нормальной работы. Подобные решения находятся за пределами того, что может реализовать Valve централизованно для всех пользователей.

Отдельная и серьёзная проблема — игры со встроенной защитой от читов, которая не работает на Linux. В большинстве случаев разработчики и издатели намеренно блокируют запуск своих проектов на операционной системе, чтобы избежать проблем с безопасностью. Здесь решение может быть только долгосрочным: по мере того, как всё больше игровых устройств перейдут на Linux, издатели вынуждены будут пересмотреть свою позицию, иначе потеряют часть потенциальных покупателей.

Данные ProtonDB ясно демонстрируют, что совместимость Windows-игр с Linux неуклонно растёт. Это происходит даже несмотря на то, что конечные пользователи могут не замечать улучшений от месяца к месяцу. Важно отметить, что Valve активно сотрудничает с разработчиками и издателями новых проектов, обеспечивая запуск игр с первого дня релиза. Этот фактор играет ключевую роль в улучшениях, которые отражает график совместимости.

Постоянное повышение совместимости является серьёзным аргументом для других производителей оборудования, чтобы рассмотреть вариант использования SteamOS в своих устройствах. Хотя полная совместимость со всеми играми в 100% недостижима, индустрия стремительно приближается к отметке в 90%. Для действительно популярных и значимых проектов совместимость может составлять 80% и выше. Более того, производительность игр на Linux в среднем выше по сравнению с Windows на аналогичном оборудовании, особенно когда речь идёт о видеокартах AMD. Добавьте сюда поддержку HDR, которая постепенно приходит как на настольные ПК, так и на консоли, и перед нами складывается картина постоянного совершенствования экосистемы.

Очевидно, что Linux и SteamOS окончательно доказали свой потенциал как полноценные игровые платформы. Люди, которые пять лет назад насмехались над идеей серьёзного гейминга на Linux, становятся всё менее голосистыми. Реальность нельзя игнорировать вечно. Развитие технологий Proton и поддержки железа продолжится, и в ближайшие годы мы можем ожидать, что совместимость вырастет ещё выше, а Linux окончательно утвердится в качестве серьёзной альтернативы Windows для геймеров.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube



ePN