Facebook забанила учёных, исследовавших прозрачность рекламы и дезинформацию в социальной сети

Исследователи утверждают, что их работу замалчивают.

3 мин.
Facebook забанила учёных, исследовавших прозрачность рекламы и дезинформацию в социальной сети

Facebook запретил личные аккаунты учёных, которые исследовали прозрачность рекламы и распространение дезинформации в социальной сети. Facebook утверждает, что группа нарушила условия предоставления услуг, собирая данные пользователей без их разрешения. Однако исследователи утверждают, что их заставляют молчать за то, что они раскрыли проблемы платформы Facebook.

Группа исследователей была частью проекта NYU Ad Observatory, созданного для изучения происхождения и распространения политической рекламы в Facebook. Как объяснила группа в своем блоге, их цель – выяснить, кто платит за политическую рекламу и как она таргетируется на пользователей. Такая работа имеет важное значение для понимания распространения дезинформации в Facebook, поскольку компания не занимается проверкой фактов в политических объявлениях.

Для помощи в работе исследователи создали плагин для браузера под названием Ad Observer, который автоматически собирает данные о том, какая политическая реклама показывается пользователям и почему эта реклама направлена именно на них. Как указано на сайте, плагин не собирает никакой персонально идентифицирующей информации, включая имя пользователя, идентификационный номер Facebook или список друзей.

Данные, собранные Ad Observer, затем предоставляются в открытый доступ исследователям и журналистам, которые используют эту информацию для выявления тенденций и проблем на платформе. Истории, ставшие прямым результатом этой работы, включают нераскрытие Facebook информации о том, кто платит за некоторые политические объявления, и то, что крайне правая дезинформация привлекает больше внимания, чем дезинформация из центральных или левых источников.

Facebook предоставляет некоторые из этих данных добровольно через свою Библиотеку объявлений, но далеко не все. Например, она не делится данными о том, как реклама таргетируется на основе интересов пользователей. Люди могут узнать это сами, нажимая на показываемую им рекламу, и именно эти данные были собраны Нью-Йоркским университетом. (Facebook предоставляет информацию о целевой рекламе через специальную исследовательскую программу FORT, но она контролируется самой Facebook).

Лаура Эдельсон, исследовательница из Нью-Йоркского университета, участвующая в проекте, чей личный аккаунт был заблокирован на Facebook, говорит, что компания хочет положить конец независимому аудиту своей платформы.

Заблокировав наши аккаунты, Facebook фактически прекратил всю эту работу. Facebook также фактически закрыл доступ более чем двум десяткам других исследователей и журналистов, которые получают доступ к данным Facebook через наш проект.

Facebook утверждает, что заблокировала исследователей, поскольку те нарушили условия обслуживания социальной сети, и что плагин Ad Observer «собирал данные о пользователях Facebook, которые не устанавливали его и не давали согласия на сбор».

У Facebook, безусловно, есть все основания опасаться сторонних организаций, собирающих данные с его сайта. Скандал с Cambridge Analytica стал возможен только потому, что компания не осуществляла должного контроля за тем, как информация может быть извлечена из ее платформы. Это привело к штрафу в размере 5 миллиардов долларов для компании и новым проверкам конфиденциальности со стороны Федеральной торговой комиссии.


Facebook bans academics who researched ad transparency and misinformation on Facebook
‘Facebook is silencing us because our work often calls attention to problems on its platform’

Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube