ИРИ (Институт развития интернета) провёл исследование на тему «Компьютерные игры и метавселенные», в котором эксперты выступили с инициативой формирования совместной площадки для распространения игрового контента среди стран БРИКС. Как сообщает Forbes, предложение обусловлено необходимостью защиты пользователей от нежелательного контента в видеоиграх. В документе подчёркивается, что действующие нормы регулирования цифрового контента устарели и не способствуют равноправному сотрудничеству между государствами, но решением может стать единая система маркировки и стандарты распространения видеоигр, а также создание общего информационного пространства для игровой индустрии в рамках альянса.
Страны БРИКС должны диктовать правила рынка
Заместитель гендиректора ИРИ Борис Едидин, руководивший исследованием, рассказал, что выводы пока не обсуждались с правительством, но планируется представить их профильным ведомствам и организациям.
По его мнению, текущая система контроля контента «перевернута с ног на голову»: стандарты устанавливают страны-производители, тогда как потребители, коими выступают государства БРИКС, остаются в роли пассивных участников. Это, как отметил Едидин, приводит к отсутствию унифицированных требований на крупнейшем глобальном рынке игрового контента.
Минцифры не получало официальных предложений
В Минцифры подтвердили ознакомление с работой ИРИ, однако заявили, что конкретные инициативы по созданию общей системы маркировки для БРИКС пока не поступали. В ведомстве воздержались от комментариев относительно идеи единой платформы.
Едидин уточнил, что финансирование игровых проектов в рамках ИРИ осуществляется за счёт общего бюджета организации, а объём поддержки в 2025 году определится по итогам конкурсов. В последние годы ежегодные расходы на эти цели составляли около 1 млрд рублей, и в перспективе эта сумма может вырасти.
Законодательные инициативы и параллельные исследования
В России обсуждение регулирования игровой индустрии продолжается уже пару лет. В декабре 2023 года депутаты и сенаторы внесли в Госдуму законопроект, предписывающий информировать пользователей о содержании игр, вводящий обязательную экспертизу и идентификацию игроков. 24 февраля документ обсуждался с участием представителей власти и бизнеса.
Едидин подчеркнул, что работа ИРИ над исследованием велась параллельно с законотворческим процессом и не была с ним связана. По его словам, институт стремился создать систему оценки множества инициатив, появляющихся в этой сфере.
Протекционизм через маркировку: опыт Запада и Китая
Анализ зарубежных практик, включая западные системы маркировки, показал, что такие инструменты эффективны для защиты рынка и контроля контента. Едидин считает необходимым разработать универсальные стандарты для БРИКС, чтобы страны-потребители, а не производители, определяли правила.
Это особенно актуально, так как аудитория игр в БРИКС количественно и финансово доминирует на глобальном рынке. Эксперт подчеркнул, что цель — не запреты, а формирование справедливых условий, где страны, покупающие контент, устанавливают критерии его соответствия своим ценностям.
Игровая зависимость и метавселенные в фокусе внимания
В исследовании также затронуты проблемы игровой зависимости и методы её монетизации со стороны разработчиков. Для борьбы с этим ИРИ предлагает внедрить систему защиты прав игроков, включая регулирование внутриигровых покупок. Кроме того, эксперты связывают регулирование метавселенных с уже существующими нормами для видеоигр, что позволит унифицировать требования к новым технологиям и обеспечить безопасное взаимодействие пользователей.
Технологическое отставание России и уроки Китая
Авторы исследования отметили отставание России от США и Европы в использовании AR/VR-технологий двойного назначения, например, для военной подготовки. При этом в Китае, по мнению ИРИ, удалось создать комплексную систему регулирования: защиту рынка, борьбу с зависимостью у молодёжи и ограничения на контент. Едидин призвал изучать китайский опыт, но адаптировать его к локальным условиям, а не копировать механически.
Исследование ИРИ поднимает ключевые вопросы регулирования игровой индустрии, предлагая меры, которые могут усилить суверенитет стран БРИКС в цифровой среде. Реализация этих инициатив потребует согласованных действий как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Ещё по теме:
- Слух: Apple сделала прототип складного iPad Pro с Face ID под дисплеем
- Угроза для миллиарда устройств: В популярном микрочипе ESP32 нашли скрытые команды
- Российские правоохранительные органы испытывают нехватку оборудования для взлома смартфонов