Искусственный интеллект и музыка: новый виток споров в индустрии

Музыкальные ИИ-проекты всё больше набирают популярность

2 мин.
Искусственный интеллект и музыка: новый виток споров в индустрии

Британский дизайнер Оливер МакКанн, известный под псевдонимом imoliver, создаёт песни с помощью чат-бота, не имея музыкального образования, слуха или вокальных навыков. Его треки в жанрах от инди-попа до кантри-рэпа уже собирают миллионы прослушиваний. Один из них привёл к контракту с независимым лейблом Hallwood Media — впервые лейбл подписал соглашение с автором, чьи треки полностью генерируются с помощью искусственного интеллекта.

МакКанн — лишь часть быстрорастущего движения, в котором платформы наподобие Suno и Udio позволяют создавать музыку с помощью простых текстовых запросов. Такие проекты, как вымышленная группа Velvet Sundown, полностью созданная с помощью ИИ, становятся вирусными в соцсетях. Но вместе с успехом растёт и тревога: в индустрии обсуждают угрозу так называемого «ИИ-мусора» — низкокачественного массового контента, заполоняющего площадки.

Поток ИИ-треков и реакция индустрии

По данным стримингового сервиса Deezer, до 18% загружаемых ежедневно песен генерируются искусственным интеллектом. Хотя на их долю приходится лишь малая часть реальных прослушиваний, эксперты считают, что объёмы будут только расти. Особенно по мере того, как новое поколение становится всё более открытым к использованию ИИ.

Однако лейблы и артисты от такого не в восторге. Крупнейшие музыкальные компании — Sony Music, Universal Music Group и Warner Records — подали в суд на Suno и Udio за нарушение авторских прав. Кроме того, в Германии организация GEMA подала иск, утверждая, что ИИ-композиции Suno копируют такие хиты, как Mambo No. 5 и Forever Young.

В Великобритании более 1000 музыкантов выпустили «немой» альбом в знак протеста против возможных изменений законодательства, касающихся ИИ. В то же время другие артисты активно экспериментируют с технологиями.

Инструмент или подмена творчества?

Некоторые считают критику ИИ продолжением давних споров — когда-то осуждали AutoTune, драм-машины и синтезаторы.

«Это всего лишь ещё один инструмент в арсенале продюсера», — говорит Скотт Смит, создатель ИИ-группы Pulse Empire.

Он, как и МакКанн, не умеет играть на инструментах, но часами дорабатывает сгенерированные композиции, чтобы достичь нужного звучания.

Пользователи часто жалуются на банальные тексты, генерируемые искусственным интеллектом, и предпочитают писать их вручную. Тем не менее, даже банальные наброски помогают начать творческий процесс. Один из примеров — Лукас Рэмс из Пенсильвании, создатель проекта Sleeping With Wolves, совмещающий металкор и EDM. Он уже записал три альбома, оформил их в виде CD с обложками и планирует размещать музыку онлайн.

Юридический вакуум и «эпоха текстовых промтов»

Эксперты отмечают, что ИИ кардинально меняет путь от идеи к готовому треку: если раньше для этого требовались студии и команды, сегодня достаточно пары текстовых запросов. Но правовая база пока отстаёт. И все эти споры напоминают эпоху Napster и начало цифровой дистрибуции музыки.

Оливер МакКанн убеждён: ИИ-музыка ещё займёт своё место в чартах:

«Мы входим в эпоху, когда любой человек, где бы он ни находился, может создать следующий хит».

Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube



ePN